Поправки для попранных ретейлом

07:01 — 23.08.2016

Поправки для попранных ретейлом

07:01 — 23.08.2016


Поправки в закон «О торговле» вступят в силу с 1 января следующего года, но споры по поводу того, облегчит ли он жизнь производителям или нет, уже идут полным ходом.

Руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович уверен в том, что это будет зависеть и от самих поставщиков, и от контролирующих органов. Первые в случае ущемления своих прав должны быть готовы подавать жалобы в антимонопольную службу и полностью раскрывать условия своих договоров с сетевиками, а вторые – доводить дело до логического конца, добиваясь наказания для провинившейся сети.

Рассказчик меж двух огней

Между тем пока дела с жалобами обстоят не ахти: многие уверены, что они попросту ни к чему не приведут. Да и вообще, человек обычно обращается в контролирующие органы только тогда, когда у него, что называется, накипело. Например, поставщик пишет жалобу в том случае, если бонусы становятся неприподъёмными: это чревато либо проигрышем в конкурентной борьбе, либо и вовсе разорением. Конечно, заявления всё-таки поступают, но в большинстве случаев предприниматели не готовы раскрывать все подробности сделок с ретейлом.

– Приходя к врачу, нужно рассказывать ему обо всём, что вас беспокоит, иначе он не сможет поставить правильный диагноз. Так же и в нашем случае: важны даже мельчайшие детали, в случае игры в молчанку шанс получить адекватный результат резко уменьшается, – уверен Михаил Теодорович.

В то же время в УФАС понимают, что, по сути дела, производитель оказывается меж двух огней: если он не расскажет подробностей, ему не смогут помочь, а если «всё выдаст», то сеть начнёт ущемлять его интересы. Соответствующие механизмы у ретейлеров уже давно отлажены. При этом им удаётся не идти вразрез с законодательством.

– Обольщаться, что новые поправки смогут пресечь дискриминационные механизмы, не стоит, – говорит глава УФАС. – Единственный выход в данном случае – развивать альтернативные торговые площадки. Если сети отказываются работать с поставщиком, его продукцию должны принимать, например, независимые торговые предприятия, универсальные рынки и тому подобное. В то же время надо следить за тем, чтобы и здесь не было перегибов: так, например, место на рынке не должно стоить больше, чем доход продавца.

Бренд отменяет бонус

Новые поправки предусматривают, что максимальный размер бонусов, который розница может брать с поставщика, составляет пять процентов от стоимости закупленного товара. Сюда входят: стоимость рекламных, маркетинговых и логистических услуг, услуг по обработке и упаковке товаров, а также премия за объём закупки (ретробонус). В то время как по действующему закону только последний может составлять 10 процентов, а остальные выплаты вообще ничем не ограничены.

Тем не менее, есть и такие производители, которые вообще не платят бонусов!

– Некоторые товарные группы очень популярны у населения, и ретейлеры сами борются за объёмы, которые можно получить от таких поставщиков, – рассказывает Михаил Леонидович. – Последние ничего не платят сетям, они уже вложились в то, чтобы покупатель узнал их и полюбил, изрядно потрудившись над созданием бренда, качеством продукции, стабильностью поставок и т. д.

«Награды» героев всё-таки найдут

До начала 2017 года все соглашения о сотрудничестве между ретейлерами и поставщиками должны быть переписаны в соответствии с принятыми изменениями, иначе они будут признаны утратившими силу. Как показывают опросы, соответствующая работа уже начата. УФАС же предлагает сетевикам по собственной инициативе публиковать на сайтах проекты контрактов.

– Зачем мы это делаем? Чтобы потом люди не жалели о том, что информация осталась непрозрачной. Сейчас именно это – предмет нашей заботы. Если участники рынка будут обращаться к нам со своими идеями, как все должно выглядеть, то тогда в режиме профилактики мы сможем оперативно помочь им разобраться, – подчеркнул Михаил Теодорович.

А вот уже начиная со следующего года будут проводиться кампании по проверке договоров, и нарушителей ждут многомиллионные штрафы. Но они станут не единственным наказанием для провинившихся сетевиков.

– Сети – это представители крупного бизнеса, которые работают в том числе и за счёт заёмных средств. Для них очень ценным активом является репутация, а санкции за несоблюдение законодательства могут стать серьёзным ударом по ней и повлечь за собой заметное увеличение ставок по кредитам, – считает Михаил Леонидович.

Он также напомнил, что срок исковой давности за нарушение закона «О торговле» был увеличен с двух месяцев до одного года. То есть теперь тянуть время, чтобы избежать ответственности, станет бессмысленно – всё равно «награда» найдёт своего «героя».

Теги: Экономика

658

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.