Поднимите мне реки

07:01 — 23.08.2016

Поднимите мне реки

Поднимите мне реки

07:01 — 23.08.2016

На прошлой неделе в Волгограде под председательством Президента РФ Владимира Путина состоялось заседание президиума Госсовета, посвящённое проблеме развития судоходных путей в России. Скучная с виду и сугубо бюрократическая тема касается многих, особенно жителей больших городов на больших реках – таких, как Нижний Новгород на слиянии Оки и Волги.

Глубоководные приоритеты

Про нашу область, кстати, вспоминали на том совещании. Не то чтобы отдельно, но вполне подчёркнуто – в связи с решением о строительстве Нижегородского низконапорного гидроузла (см. макет). Участники не раз обращались к этому вопросу; и министры, и губернаторы, и сам президент настойчиво повторяли, что сделать это надо, причём быстро и в комплексе с Багаевским гидроузлом на Дону. Что в совокупности позволит поднять уровень этих двух рек и вновь обеспечить полноценные перевозки по Волге с выходом в Азовское и Чёрное моря.

Эти два гидроузла обеспечивают в совокупности всего лишь 6 из 110 тысяч километров водных путей, но при этом формируют около 50 процентов речного судоходства в России. Неудивительно, что волжские и донские губернаторы так пеклись на президиуме Госсовета о своих вотчинах, апеллируя к общероссийским интересам. Совокупными усилиями они настояли на своём, и правительство всерьёз озаботилось строительством.

В частности, вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что в правительстве уже «включили и Багаевский, и Нижегородский гидроузлы в стратегии развития внутренних водных путей к числу самых приоритетных проектов. Проектирование второго объекта уже фактически завершено и должно начаться финансирование непосредственно строительства».

Губернаторов поддержал и министр транспорта Максим Соколов, заявивший, что для отрасли «критически важно» сдать оба проекта уже в 2020 году. Это позволит на всём протяжении единой глубоководной системы страны достичь четырёхметровой глубины и увеличить провозную способность речного флота более чем в два раза.

Мелко – вот и не плаваем

Строительство Нижегородского гидроузла в районе Большого Козино планируется начать в следующем году. Объём инвестиций в проект оценивается в сумму более чем в 41 миллиард рублей. Таким образом, Москва прислушалась к неоднократным обращениям Валерия Шанцева о недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки и предложениям в качестве альтернативы «строительства низконапорного гидроузла в районе Большого Козино».

Решение проблемы судоходства в Нижегородской области станет лишь частью большой программы по реанимации речных путей сообщения в России. Открывая заседание президиума Госсовета, посвящённое этой теме, президент Путин сообщил, что глубина водных путей за «последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, а протяжённость путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30 процентов». Обмеление рек вызвано процессами как природного, так и руко-творного характера. И в целом всё это привело к тому, что более половины судов не могут ходить с полной загрузкой. В итоге грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза.

– В 1990 году он был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза, – сокрушённо заметил президент. – В 1980 году, для примера, по рекам было перевезено 481 миллион тонн грузов, в 2015-м – 120 с небольшим миллионов. Резко упали и пассажирские перевозки.

Оживить – так весь комплекс

Но не только обмеление рек стало причиной падения объёмов речного судоходства в России. Участники президиума Госсовета предлагали меры по передаче запущенных портов и причалов из федеральной в региональную и муниципальную собственность, по стимулированию строительства речных пассажирских и грузовых судов, по изменению тарифного регулирования, дабы в период судоходства перевозить грузы по воде было выгоднее, нежели автомобильным или железнодорожным транспортом.

Учитывая принятые решения о строительстве Нижегородского и Багаевского гидроузлов, видно, что с этим согласны и другие. Комплексное решение речных проблем вполне способно оживить ситуацию не только в транспортной и туристической сферах, но и во многих других. Хотя и первых двух с лихвой бы хватило для окупаемости проектов.

Теги: Транспорт, Общество

741

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.