Новое море

07:01 — 18.08.2016

Новое море

Автор фото: Николай Бравилов

Новое море

07:01 — 18.08.2016

«О проекте строительства низконапорной плотины в районе Большого Козино давно не слышно, но известно, что от него не отказались. Мы живём в тревоге. Что же будет?» – это из письма, которое пришло в «Общественную приёмную «НП» от жителей Балахнинского района.

Минус три

Пока проект в разработке, мы с активистами ОНФ распросили и сторонников, и критиков, пытаясь разобраться…

Плотина, как она задумывалась изначально, должна была решать несколько задач.

– Во-первых, планировался перенос грузового порта, – поясняет руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального отделения Общероссийского народного фронта Игорь Рузанкин. – Второе: плотина должна была совмещаться с мостом, по которому транспорт пошёл бы в обход Нижнего Новгорода. Третья задача: генерация электричества. И, наконец, четвёртое: подъём уровня воды для обеспечения судоходства. Сначала отпал первый пункт, затем третий, за ним второй. Но именно они хоть как-то генерировали доходность проекта для территории.

Подтопит?

Жители Балахнинского района опасаются, что вода подойдёт к их домам.

– Основной удар придётся на Балахну, – считает эксперт ЖКХ рабочей группы качества повседневной жизни регионального отделения Общероссийского народного фронта Алексей Левкович. – Нужен новый проект мелиорации города, иначе Балахна – подвалы, коммуникации – будет стоять в воде.

Предполагается, что за счёт плотины к 2020 году удастся в четыре раза увеличить объём перевозок грузов и пассажиров по Волге.

Согласно предварительной оценке воздействия будущего объекта на окружающую среду, в зоне подтопления могут оказаться Ляхово, Малое Козино, Постниково, а всего 10 населённых пунктов. Большое Козино, Ляховский Борок, Балахна, Ляпуниха, Шеляухово, Смирино, Заволжье – в зоне частичного подтопления, но «выноса домовладений не потребуется». Жителей района это не успокаивает. Будет ли ущерб домам, сараям, огородам? Таких расчётов нет.

В зону затопления и подтопления попадут луга. Например, предположительно огромная красивейшая территория у Большого Козино, где каждое лето проводится фестиваль электронной музыки.

Глубина по-другому

Есть и другой взгляд. Так, заместитель директора комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижнего Новгорода Евгений Иванов уверен, что «к существенному подтоплению территорий строительство гидроузла не приведёт».

– Человечество всегда оказывает негативное влияние на окружающую среду, – говорит эксперт. – Задача в том, чтобы его минимизировать. Для этого 20 января нынешнего года проводились общественные слушания по проекту. Замечания записаны и отправлены на госэкспертизу. Уверен, разумные мысли и предложения будут учтены, негативные последствия – минимизированы. А иначе нам что же, на этом участке Волги бурлаков использовать?

Между тем, например, преподаватель кафедры новых технологий и материалов Института повышения квалификации строителей Геннадий Кулик считает, что альтернатива возведению плотины есть: дноуглубительные работы.

– На Сене, Рейне ситуация в своё время была хуже, чем на Волге, но там не думали о плотинах, а использовали именно этот вариант, – поясняет Геннадий Фёдорович.

Дноуглубительные работы проводятся только по судовому ходу, песок при этом у реки не отнимают – просто перевозят. В этом отличие от добычи песка, огромные объёмы которой за последние лет 25 как раз и привели к обмелению Волги. Однако парк земснарядов для дноуглубления, которые некогда трудились на реке, сейчас утрачен.

P. S. Волноваться пока рано. Проект не утверждён. Мы будем следить за ситуацией: есть ещё время взвесить все за и против.

Официально

В министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области сообщили: проект «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла» включён в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» и направлен на уменьшение протяжённости участков внутренних водных путей, лимитирующих судоходство.

«В настоящее время начаты проектные работы, выполняются инженерные изыскания. Заказчиком проектных работ по поручению Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) выступает подведомственное указанному агентству Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», – говорится в официальном ответе.

В этом учреждении, куда «НП» также обратилась с запросом, сообщили, что низконапорный гидроузел предварительно будет представлять собой двухниточный однокамерный судоходный шлюз. Длина по гребню – 870 метров, средняя высота – 12 метров. Среди целей проекта – сохранение сквозного судоходства по Волге – водного пути международного значения, интеграция водной трассы в систему международных транспортных коридоров, ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.

«Затопления территорий Балахнинского района не предполагается. Возможен подъём уровня грунтовых вод, вследствие чего проектной документацией будет предусмотрено строительство инженерных защитных сооружений», – написано в ответе на наш запрос. Мы спросили также о сроках строительства плотины, но нам их пока не сообщили.

В минувший понедельник о строительстве Нижегородского гидроузла шла речь на заседании Президиума Госсовета в Волгограде. Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что этот проект в стратегии развития внутренних водных путей отнесён к числу самых приоритетных. По словам министра транспорта Максима Соколова, закончено проектирование первого этапа Нижегородского гидроузла, «важно завершить строительство в 2020 году». Рост провозной способности речного флота должен увеличиться при этом более чем в два раза. Соколов обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой, даже понимая существующие бюджетные ограничения, поддержать завершение проекта.

Теги: Экология

2398

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.