Частная жизнь домомучительницы

07:01 — 18.08.2016

Спектакль не для каждого: не все морально готовы смотреть про старость, боль, потери и одиночество, как бы профессионально это ни было сыграно

Спектакль не для каждого: не все морально готовы смотреть про старость, боль, потери и одиночество, как бы профессионально это ни было сыграно

Автор фото: Георгий Ахадов

Частная жизнь домомучительницы

07:01 — 18.08.2016

Фрёкен Бок – персонаж, известный каждому. Домоправительница, доставившая массу неприятностей Малышу и Карлсону в сказке, написанной Астрид Линдгрен, – одна из самых оригинальных литературных дам, история жизни которой, как оказывается, не менее интересна, чем сказка для детей.

Превращение

Её и показал режиссёр Александр Ряписов в моноспектакле «Подлинная история фрёкен Хильдур Бок, ровесницы века». Только это вовсе не весёлая сказка про приключения Малыша, а серьёзное эссе на тему жизни и женской судьбы. А сыграла фрёкен Бок актриса Нижегородского театра драмы Наталья Кузнецова. Каждый раз превращения этой красавицы поражают зрителей. В этом спектакле она превзошла саму себя. Её героине почти 100 лет, и в это веришь, с изумлением узнавая в ней слитый воедино образ всех старушек, виденных тобой в жизни. Неуверенная старческая походка, дрожащие руки, постоянно пытающиеся разгладить какую-то складку на одежде, подслеповатый прищур, старушечье бормотание под нос… Полное попадание в образ. Тут надо отдать должное и художнику спектакля – Полине Гришиной.

Боль вокруг

Чуть больше часа на сцене идёт непрерывный монолог героини. Рассказ наполнен печалью и горечью. Много страшного выпало на долю этой женщины – и не потому, что она жила как-то не так, а потому, что стремительно менялся мир.

Вот страшненькая девочка боится признаться мальчику, что она, тощая и остриженная под пацана, вовсе не мальчик. И тут же вспоминает, как сладко предвкушаемая поездка в столицу обернулась железнодорожной катастрофой, в которой погибла её сестрёнка… Трагична судьба малышки, названной в честь погибшей. Она сходит с ума после предательства возлюбленного и оказывается в программе о насильственной стерилизации «неполноценных», под которую в маленькой Швеции попало около 60 тысяч человек. И даже не знаешь, что страшнее: сам факт такого отношения к людям или то, что для шведов это было в порядке вещей и продолжалось до 1975 года…

Фантазия одиночества

Есть в спектакле и отсыл к тому самому Малышу – Свантессону. Бок, санитарка и сиделка в клинике нервных болезней, нянчит и «особых» малышей… Героиня подыгрывает мальчику, с тоски придумавшему себе друга с пропеллером… Попадись такая няня сестре самой Бок, совсем иначе сложились бы их судьбы… Но единственного родного человека героиня спектакля не смогла спасти. И искупляет она этот свой невольный грех тем, что помогает забытым и несчастным пациентам, звонящим по ненастоящему телефону…

На Международном театральном фестивале в Албании спектакль получил Гран-при.

Эта возможность поговорить, пускай и с никем, создаёт потрясающую картину одиночества. Трогает до слёз история с маминой брошкой, непослушными пальцами прикрепляемой фрёкен к воротничку…

Каждая деталь на сцене, от брошки и оклеенного пожелтевшими газетными вырезками трюмо до игрушечного паровозика – прообраза того, разбившего мир детства Бок, исполнена глубокого смысла. Всё это вместе с сотней эмоциональных оттенков, подаренных актрисой своей героине, создают не только историю старой женщины, но и показывают жестокий и полный несправедливости и горя век, в котором ей довелось родиться.

На днях вместе со зрителями посмотрели спектакль и представители комиссии театральной премии «Золотая маска». Связанные обязательством молчать, они не могут сказать, будут ли рекомендовать спектакль на «Маску», но даже их приезд говорит о многом: не каждый спектакль удостаивается такой чести.

Теги: Театр, Культура

1630

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.