Сетевикам закон прописан

07:01 — 09.08.2016

Сетевикам закон прописан

Автор фото: Юрий Правдин

Сетевикам закон прописан

07:01 — 09.08.2016

Государство наконец-то озаботилось тем, чтобы установить для продуктового ретейла хоть какие-то рамки. С 15 июля вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», которые должны снизить допустимый размер выплат производителей сетевикам и ускорить взаиморасчёты.

Теперь, согласно букве закона, совокупный размер так называемых «бонусов», которые ретейлеры могут брать с поставщиков, снижается до пяти процентов от стоимости закупленного товара. В эту сумму входят: стоимость рекламных, маркетинговых и логистических услуг, услуг по обработке и упаковке товаров, а также премия за объём закупки (ретробонус). При расчёте указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость и акциз для подакцизных товаров. Кстати, в прежней редакции закона только ретробонус мог составлять до 10 процентов, а остальные вознаграждения вообще были никак не ограничены.

Помимо этого, поправки предусматривают уменьшение отсрочек по оплате вместо действовавших 10–45 дней до 8–30 суток в зависимости от срока хранения продукции. До начала 2017 года все контракты о сотрудничестве между ретейлерами и поставщиками должны быть переписаны в соответствии с принятыми изменениями, иначе они будут признаны утратившими силу.

Облегчит ли данная инициатива жизнь представителям нижегородского пищепрома?


В ожидании точки равновесия

Алексей Орлов, директор бизнес-направления В2С (продукты питания для потребителей) ГК «НМЖК» (Нижний Новгород):

— Вся продукция НМЖК попадает к нашему покупателю через несколько каналов, самый значимый из которых — это федеральные и локальные розничные торговые сети.

Взаимоотношения с крупными ретейлерами не всегда простая тема, но нам удаётся находить взаимовыгодные решения. Существует ряд профильных объединений как ретейлеров, таких как АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли), так и производителей. В рамках работы этих ассоциаций все участники имеют возможность внести свои предложения по совершенствованию инструментов регулирования. Группа компаний «НМЖК» входит в правление Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» и также принимает активное участие в этой работе.

Новые поправки в закон о торговле, безусловно, меняют правила игры в системе взаимоотношений с сетями, однако мы не ожидаем глобальных потрясений. Что касается бонусов или условий, то пока рано говорить, улучшится ли положение производителей: переговорная кампания с партнёрами будет проходить до конца 2016 года. В любом случае рынок найдёт точку равновесия, которая будет выгодна и для торговых сетей, и для производителей.

Эта дорогая «дешевизна»

Константин Казаков, директор ООО «Витан-НН» (Нижний Новгород):

— Сегодня через торговые сети реализуется не менее 80 процентов продовольственной продукции. Покупатель идёт туда, так как уверен: там можно купить дешевле, но он и не догадывается, что на самом деле всё равно переплачивает.

Дело в том, что в вопросах сотрудничества с производителями крупные ретейлеры являются абсолютными хозяевами ситуации. И в договорах (которые, кстати, они сами же для нас и составляют) прописывают условия, выгодные исключительно магазину.

По документам мы обязаны платить сетевикам серьёзные бонусы (их размер доходит до 23 процентов от стоимости продукции). А работать себе в убыток никто из поставщиков, разумеется, не будет, поэтому хочешь не хочешь, но эта сумма закладывается в стоимость товара.

И в другие торговые точки мы обязаны поставлять продукцию по этой же самой искусственно завышенной стоимости, ибо сети мониторят цены по городу! Так что в конечном итоге все дополнительные затраты, которые приходится нести производителям, ложатся на потребителей. Все бонусы и скидки уже заложены в экономике торговых сетей, и новые поправки в закон к снижению давления, увы, не приведут.

Вот если бы производителям было дано право поставлять товар по всем торговым точкам на равных условиях, а сети взяли бы на себя всю работу по реализации товара (мерчандайзинг, продвижение, работа с нереализованной продукцией и т.?п.), тогда у нас было бы время на разработку новой продукции, развитие производства. А пока только одна забота: как продать товар без больших убытков.

Диктуйте, и услышат вас

Нина Квасникова, директор ЗАО «Молоко» (Городецкий район):

— Никаких вознаграждений торговым сетям мы не платим, и я вообще не понимаю, зачем другие производители это делают. Мало того, что на нас ложатся все заботы по поиску сырья, организации производственного процесса и выпуску продукции, так ещё и дополнительные расходы нести?

Считаю, что должно быть так: предприятие продало партию товара тому, кто его реализует, и сразу же получило за это деньги — все остальные проблемы нас волновать не должны. Если выпускать хорошую, качественную продукцию, востребованную на рынке, сетевики сами придут и захотят с вами дружить.

Когда сети только-только стали появляться в нашем регионе, мы приехали знакомиться. Но они повели себя не по-деловому: стали, что называется, вертеть носом и диктовать свои условия, предложив нам договор о сотрудничестве аж на пятнадцати страницах! Тогда я сказала: обойдёмся без вас. Мы стали работать с мелкими магазинами и с одной из нижегородских дистрибьюторских компаний — в общем, проблемы со сбытом удалось успешно решить. Сейчас сетевики сами изъявляют желание с нами сотрудничать, но мы соглашаемся только на наших условиях.

Выгода от попадания на глаза

Татьяна Кириллова, директор по развитию торговой марки «Лысковский Мясокомбинат»:

— Мы работаем со многими федеральными, региональными и практически со всеми локальными торговыми сетями. Это выгодно как экономически, так и стратегически. Сети как консолидация розничных точек дают хороший товарооборот при взаимодействии с одним контрагентом вместо нескольких сотен. Также присутствие в сетевых магазинах — это хорошая реклама: продукт чаще попадается на глаза покупателям, запоминается. В результате появляется больше шансов, что его узнают и в традиционной рознице. В то же время, когда товар не представлен ни в одной известной сети, потребитель считает, что его попросту нет.

На мой взгляд, с сетями невыгодно работать только тем, у кого продукция не продаётся, пылится на полках, а мы, к счастью, таких проблем не испытываем.

Сейчас в соответствии с требованиями закона условия договоров о сотрудничестве с сетями пересматриваются. Каким будет конечный результат — неизвестно, но одно можно сказать наверняка: ни одна из сторон от своих интересов не откажется. Вряд ли ретейлеры предложат более выгодные для нас условия — скорее всего, всё останется в тех же рамках, что и сейчас.

736

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.