К нашим возможностям да госжелание...

07:01 — 02.08.2016

В судостроении региона на данный момент работают 19 промышленных и проектно-конструкторских организаций

В судостроении региона на данный момент работают 19 промышленных и проектно-конструкторских организаций

Автор фото: Юрий Правдин

К нашим возможностям да госжелание...

07:01 — 02.08.2016

На минувшей неделе депутаты ЗСНО приняли региональный закон «Об установлении профессионального праздника – Дня судостроителя Нижегородской области». Отмечать его наши корабелы будут 9 июня – в день рождения основателя российского флота императора Петра I.

Деловая газета уже знакомила читателей с тем, как обстоят дела в отрасли с гособоронзаказом. Сегодня пришёл черёд гражданского судостроения. Так будет ли с чем встречать праздник?

Верфь мелеет без утилизации

– К сожалению, гражданскому судостроению на сегодняшний день мешает не только экономическая конъюнктура, но и природные явления. Водные артерии мелеют, как следствие падает речной грузооборот, а из-за этого снижается количество заказов на танкеры и сухогрузы, – говорит советник-наставник при губернаторе Нижегородской области Владимир Нефёдов. – Вот возьмём, например, Окскую судоверфь в Навашине. На сегодняшний день предприятие выведено из реестра отрасли из-за того, что не ведутся работы по дноуглублению и очистке реки. Минимальная глубина должна быть три метра, а на Оке есть перекаты и по полтора. Эти проблемы тоже накладывают свой отпечаток.

У отрасли пока нет достойных мер государственной поддержки. Если в автопроме существует программа утилизации, благодаря которой головные предприятия могут находиться на плаву, то вопрос судового утилизационного сбора рассматривается давно, однако воз и ныне там. Его предполагают ввести только с 1 января 2021 года.

Сейчас предпринимаются все усилия, чтобы эту дату перенести на 1 января 2017 года. Суда, которые сегодня бороздят водные просторы, имеют срок эксплуатации 25–30 лет, а то и больше. Флот требует замены.

Другая проблема – низкая производительность труда. Мы по этому показателю в десятки (!) раз отстаём от тех же Китая и Южной Кореи.

Корабли – это транспорт. Общественный

По мнению генерального директора КБ «Вымпел» Вячеслава Шаталова, в России пришло время начать восстанавливать речной транспорт в качестве общественного. И такая задача ставится.

– Наше КБ сейчас прорабатывает вариант для Москвы, – рассказывает он. – Причём речь идёт о судах, которые будут работать внутри города наравне с автобусами.

– Волга и Ока у нас под боком, и мы каждый день можем наблюдать, что она пустеет, – сетует на тот момент генеральный директор ОАО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» Сергей Платонов (пока материал готовился к печати, согласно официальному сайту предриятия, Сергей Платонов решением совета директоров был смещён со своей должности. – Авт.). – Насколько я знаю, голова об этом болит не только у судостроителей, но и в правительстве на самом высоком уровне. Начиная с 2011 года, нашим ЦКБ разработано шесть проектов в рамках гражданского госзаказа. Два из этих кораблей сейчас уже строятся на верфях, причём степень их готовности весьма приличная. Это морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета-120 М». Уже в сентябре-октябре оно будет проходить первый этап испытаний на Чёрном море. А речной пассажирский катер вместимостью 45 человек «Валдай» мы возводим самостоятельно, за свой счёт, на собственной испытательной базе в Чкаловске.

В России существует концепция развития скоростного и нескоростного пассажирского флота до 2030 года. Другое дело, что пока не создано условий для её реализации. Хотя есть регионы, где в этом направлении работают весьма активно. Например, в Самарской области уже задумались, как будут доставлять болельщиков во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Именно самарцы заказали уже упомянутые 45-местные суда, поскольку эта вместимость оказалась самой оптимальной.

Росатомные перспективы

Ещё одно направление тесно связано с атомной отраслью. В январе губернатору Валерию Шанцеву и корпорации «Росатом» был представлен проект создания мобильных плавучих атомных станций малой мощности от 6,5 до 70 мВт, разработанный КБ «Вымпел».

Плавучая атомная станция «Михаил Ломоносов» – первая ласточка. Она строится сейчас на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и должна быть сдана уже в текущем году. Однако, по мнению нижегородских специалистов, это не совсем то, что нужно. Практически получается большое ледокольное судно, на котором люди живут рядом с работающим реактором со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А правильнее было бы создавать плавучие энергоблоки, на которых будет работать ядерная установка. Они и поменьше, и подешевле, но при этом решают абсолютно те же задачи. Плюсом хорошая транспортабельность: блок можно легко погрузить на транспортное судно и отвезти на ремонтную базу – не надо заниматься перезарядкой ядерного реактора непосредственно на месте эксплуатации. Да и обслуживающий персонал в этом случае живёт на берегу.

Флот готов к замене

Пытаются нижегородские судостроители работать в сфере импортозамещения, однако и тут всё не так просто. Слишком велик процент используемого иностранного оборудования при строительстве кораблей. Упущено, к сожалению, слишком многое.

– А мне вообще не нравится слово «импортозамещение», – улыбается Владимир Нефёдов. – Я бы предпочёл такой термин, как «импортоопережение». Мы должны стремиться к прорывным технологиям, производить продукт, который не имеет аналогов. И такие возможности у наших проектно-конструкторских бюро есть.

В 90-е годы многим судовладельцам корабли достались, так сказать, по остаточной стоимости, и более 20 лет они на них только зарабатывали. Сегодня им бы надо новые пароходы покупать, но их за копейки уже никто не отдаст. Лизинг тоже не выход, там – огромные проценты…

Поэтому бизнес при всем своём желании морально не готов на замену флота. Так что новые пассажирские суда мы увидим на наших реках лишь тогда, когда в процесс вмешается государство и придумает, как помочь в этой ситуации и судовладельцам, и судостроителям.

По некоторым данным, около 20–25 % судов для гражданской отрасли строятся на верфях Нижегородской области

Теги: Промышленность

293

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.