Марс приближается всегда не вовремя

06:00 — 28.07.2016

Главное – держать костюмы в идеальном порядке.

Главное – держать костюмы в идеальном порядке.

Марс приближается всегда не вовремя

06:00 — 28.07.2016

Тысячи костюмов, десятки тысяч эскизов, ночи, проведённые за рисунком в обнимку со швейной машинкой, — такова она, жизнь художника по костюмам. Но свою судьбу заведующая цехом и художник Нижегородского театра драмы Регина ЯРЛЫКОВА ни за что бы не изменила.

Из балета в баскетбол

Ещё в детстве, в Днепропетровске, мама шила ей на праздники красивые костюмы Ночи и Снежной Королевы, а дочка в тетрадях рисовала принцесс и увлекалась спортивной гимнастикой, балетом, лёгкой атлетикой. Но тренер заболела, и её муж забрал всех учеников к себе. На баскетбол! Так Регина с ростом в 160 см стала капитаном команды и кандидатом в мастера спорта по баскетболу. Витавшую в мыслях идею стать космонавтом она отбросила, просчитав, что до Марса добраться не успеет, потому как ближайшие приближения Марса к Земле выпадают то рано, то поздно — на её 18 и 35 лет!

— Я мечтала стать учителем, всегда хорошо рисовала, и решила поступать во Львов, в институт прикладного искусства, — рассказывает Регина. — Принесла свои копии Дюрера, иллюстрации к рассказам Бальзака, рисунки тушью и карандашом — портреты знаменитых французских актёров. Но без училища или художественной школы в вуз не брали. Расстроилась, хотела уезжать. И вдруг в газете вижу объявление: «Львовский техникум лёгкой промышленности набирает на специальность конструктора-модельера». Пришла и поступила. Потом оказалось: многие поступали лишь с третьего-четвёртого раза. Дома не знали. Пришёл вызов — семья в шоке!

— Я слышала, что этот техникум был очень знаменит. Чем?

— Выпускники распределялись по всей стране. Стажировка была в Чехословакии, в Тренчине — городе моды. Мы сами демонстрировали модели и даже попали в чехословацкий журнал молодёжной моды Dievca за 1975 год! Я четыре костюма демонстрировала с пятью огромными маками в руке, сорванными около дворца моды! После этой поездки казалось, что ты сможешь всё!

— И как же вы оказались в Горьком?

— Мне очень хотелось остаться во Львове, но муж учился здесь, и я приехала за ним. В Дом моделей попасть на работу было нереально. Иду по тогдашней Свердловке и на окошке драмтеатра вижу объявление: «Требуется конструктор-модельер». Я ни секунды не сомневалась: была уверена, что смогу создать костюм любой страны и эпохи.

Кружева из… герметика

— Было лето, театр уезжал на гастроли, и я плакатным пером писала объявления: «Гастроли…», — продолжает Регина. — Потом принесли на подрамниках снимки из спектаклей и фото актёров — подписывать. Так я всех выучила. Первый спектакль был «Сирано де Бержерак», поставленный Семёном Лерманом. Художник Людмила Зайцева приехала из Парижа. Мы делали к спектаклю кружева, которые рисовали герметиком на капроновых лентах. Очень красиво получалось! Так я поняла, что театральный костюм — это множество тайн и секретов. Потом с Александром Юрковым мы работали над сказкой «Финист — Ясный Сокол». И мои эскизы утвердили. Вскоре мне передали цех. А это отчётность, покупка обуви, материала… Всё то, что я не любила, но… Надо, значит, надо.

— Какой спектакль стал первым «вашим»?

— Отар Джангишерашвили ставил «Егора Булычова», и костюмы мы делали по чёрно-белым эскизам художника, практически наполняя эскизы. А в спектакле «Диктатура совести» он назначил меня художником по костюмам. А там их 34 — школьники, кабаре во Франции, фашистский режим в Испании. В «Ленком» поехала на этот спектакль, сравнить. Там познакомилась с журналисткой Маргаритой из Болгарии, и по ходу действия у меня Олег Янковский взял интервью. Я всё про наш театр и рассказала. А Николай Караченцов в костюме Карбышева сокурснику Николаю Малюченко, который работал в нашем театре, привет передал! Но главное — я увидела, что наш спектакль не хуже. Потом в Болгарии, в «Народной культуре», вышла статья Маргариты про наш спектакль. Так день в театре стал днём международной дружбы.

— А самые любимые спектакли какие?

— «Месяц в деревне». Главный художник не сработалась с режиссёром и галопом пришлось костюмы делать мне. Я горжусь этим спектаклем, который прошёл на ура. После смерти мужа я вышла замуж за Андрея Ярлыкова. Режиссёр в театре «Комедiя», он предложил мне стать художником по костюмам. Так появились «Хапунъ», «Очень простая история», «Инь и Ян». История последнего началась, когда я бежала по переходу мимо развала с книгами и купила книжечку Акунина. Год она лежала у нас на столе. Я уговорила Андрея, и получился спектакль, ставший очень популярным. Красное кимоно, в котором танцевала главная героиня, было сшито в утро перед премьерой! Золотые руки у девочек в пошивочном цехе.

— Слышала, что Мария Ладо, автор пьесы «Очень простая история», была очень довольна костюмами?

— Она приехала на обсуждение и сказала, что костюмы ей очень понравились. Они как-то сразу после прочтения у меня придумались. Например, пальто Коровы с пятнами на боках, косички, заплетённые вместо рогов, и никаких масок. Про спектакль «Антре с балкона» Валерий Белякович сказал, что он на уровне бродвейского, а про «Белоснежку и семь гномов»  — что костюмы Ромашки и Кактуса напомнили ему детство. Помню, как делали колючки Кактуса — резали их из зелёных пластиковых бутылок. Но самое парадоксальное было в Арзамасе, в ТЮЗе. Акутагава Рюноскэ, «Муки ада», костюмы в японском стиле. Приехала комиссия, а девчонки говорят: мы не знаем, как гримироваться! Пришлось срочно придумывать им грим — это было впервые в моей жизни. Я никогда макияжем и визажем не занималась.

Спектакль создают сотни людей. И когда ты видишь, что капелька твоего труда идёт в общее дело, это удивительно!

Театр продолжается

— Вы — мастер по костюмам. А себе шьёте что-нибудь умопомрачительное?

— Как-то во время тотального дефицита я за ночь сшила платье для важной поездки в Москву нашему завлиту. Все были в восторге. А себе шила только на премьеры. Нужно же для праздника платье. Просто когда у тебя три сына, как-то не до нарядов! Хотя тканей дома — целый чемодан.

— Каким вы представляли в детстве будущее?

— Я свою мечту осуществила. Рисую костюмы, очень любою оформлять детские спектакли, новогодние, слежу, чтобы всё было опрятно, чтобы хранились костюмы идеально. Где-то я прочитала, что о культурном уровне театра можно судить по тому, как костюмы сохраняют свой внешний вид с премьеры. И это так. За ними нужно постоянно следить, и наш театр с этим справляется.

— Регина, у вас в этом году двойной юбилей. Что стало главным за 40 лет в театре?

— Я люблю свой театр как родной дом. Здесь моё всё: удивительный коллектив, друзья. Только по детям вижу, что время идёт. Когда-то старший сын выходил на сцену театра в роли маленького мальчика в «Егоре Булычове». В лапоточках, с нарисованными веснушечками. Часы себе этой ролью заработал. Сегодня он музыкант — бас-гитарист. Когда на сцене нашего драмтеатра выступал с джазовым концертом, вспоминал, как в шесть-семь лет выходил и играл малышей на этой сцене. Вся жизнь семьи связана с театром. Средний сын ходит на все премьеры, а младший учится в театральном училище. Так что театр продолжается!


Непросто успеть переодеть артиста во время спектакля. С Евгением Зериным — исполнителем роли Павла I.


Заслуженный артист России Юрий Котов в спектакле «Месяц в деревне».

Фото Георгия АХАДОВА и из архива Регины Ярлыковой.

Теги: Культура

1577

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.