Корабелы на флотском «коне»

06:00 — 26.07.2016

Корабелы на флотском «коне»

06:00 — 26.07.2016


В ближайшее воскресенье, 31 июля, в России отмечается День Военно-Морского Флота. Непосредственно на оборонку работает 18 судостроительных и проектно-конструкторских организаций региона. Нижегородская продукция ВМФ востребована. Например, в прошлом году объём выручки предприятий отрасли составил 20 миллиардов рублей при общем индексе производства в 135 процентов.

Мощь надо использовать

— К сожалению, в нынешнем году произошло некоторое снижение объёмов выполненных работ, — говорит советник-наставник при губернаторе Владимир Нефёдов. — Это связано с недозагрузкой ведущих предприятий. В первую очередь речь идёт о «Красном Сормове» и борском заводе «Нижегородский теплоход».

Да, потенциал у Нижегородской области в сфере военного судостроения достаточно мощный, однако используется он не в полной мере. Предприятиям сейчас важно представить свои перспективные проекты и по возможности получить статус единственных исполнителей по гособоронзаказу (ГОЗ). Конкурентов у региона много. И в этой борьбе выживет тот, кто предложит лучшие решения. Поэтому очень важно не запускать проблему кадровой подготовки специалистов.

Впрочем, послушаем самих представителей отрасли.

Не дождётесь: проекты есть

— В прошлом году наше КБ «Вымпел» отметило 85-летний юбилей, — рассказывает генеральный директор Вячеслав Шаталов. — Мы ещё с советских времён занимаемся, в основном, созданием кораблей, которые обеспечивают боеспособность флотилий. Сюда входят суда для испытаний всевозможных видов оружия, спасательные, исследовательские…

Сегодня конструкторское бюро загружено на все сто процентов, вообще последние лет десять гособоронзаказ непрерывно растёт. Буквально на днях нижегородский судостроительный завод «Волга» подписал акт приёмки очередной нашей разработки — судна для испытания торпедного оружия. По проектам КБ строит сейчас корабли Сокольская судоверфь. Ожидаем, что в ближайшее время к этому процессу подключится и Навашинский судостроительный завод. А совсем недавно на воду на Адмиралтейских верфях был спущен военный ледокол «Илья Муромец» — и тоже по нашему проекту.

Объём загрузки по военным заказам у нас более 80 процентов, остальное — гражданские заказы. А вообще мы строим корабли на 15 судостроительных заводах страны и далеко не только в Нижегородской области.

В последнее время на «Вымпеле» возникли некоторые проблемы в связи со сменой собственника, но в ближайшее время они должны разрешиться.

— Банкротства не дождётесь, — резюмировал Вячеслав Шаталов.

Минобороны диктует пик

Как рассказал и. о. генерального директора ОАО «ССК» Дмитрий Савин, ГОЗ на их предприятии составляет аж 95 процентов. На этот год намечена сдача шести заказов для нужд Министерства обороны и ФСБ России, два из которых уже отправлены во флот, они приняты без замечаний и нареканий. Ещё четыре — понтонные причалы — ждут своего часа. Строительство объектов идёт по графику.

Что касается загрузки предприятия, то пиковым, безусловно, должен стать следующий год. Ожидается исполнение ещё семи заказов: пять — для Министерства обороны, два — для ФСБ.

К сожалению, такой глобальный исполненный заводом проект, как строительство плавучего дока для Азербайджана, остался единичным. Хотя необходимость в судах данного типа есть, но у гражданских заказчиков нет денег.

Работаем по базе

Заместитель директора института ядерной энергетики и технической физики НГТУ Александр Терёхин поведал о том, как в Нижегородской области готовятся кадры для отрасли.

— Подготовка кадров для судостроения в регионе имеет давнюю историю, — говорит он. — Только в нашем вузе ежегодно около 100 человек зачисляются на учебу на специальности для ВМФ. Проблема нехватки квалифицированных кадров решается путём создания базовых кафедр.

Ведёт политех и научно-исследовательские разработки в области кораблестроения. Например, получен заказ от Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» на изучение манёвренных качеств подводной лодки в различных условиях её погружения, в том числе по степеням обледенения корпуса подлодки. Исследуются и манёвренные качества надводных судов в условиях льдов. Для этого создаются базовые лаборатории на площадке НГТУ.

Оптимизм номенклатуры

…Если говорить о перспективах отрасли в целом, то тут у специалистов присутствует сдержанный оптимизм. Дело в том, что федеральным правительством разработана программа вооружений страны до 2030 года. Флотская номенклатура в ней присутствует весьма значимо.

Однако для того, чтобы быть на коне, нижегородским предприятиям во всех конкурсных процедурах надо принимать участие самым активным образом. А это в условиях конкуренции сделать весьма непросто. Однако те опыт и знания, которыми обладают наши корабелы, позволяют им рассчитывать на успех.

338

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.