Леонид КАНЕВСКИЙ: «Кто ж на Руси без греха?»

06:00 — 14.07.2016

Леонид КАНЕВСКИЙ: «Кто ж на Руси без греха?»

Леонид КАНЕВСКИЙ: «Кто ж на Руси без греха?»

06:00 — 14.07.2016

Его обаятельный контрабандист уже полвека прячет сокровища в гипс «Бриллиантовой руки» под гомерический хохот зрителей. Знаменитый майор Томин из телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» на глазах всей страны дослужился до звания полковника… Недавно актёр и телеведущий Леонид КАНЕВСКИЙ предстал перед нижегородцами в роли Городничего в гоголевском «Ревизоре» и дал интервью нашей газете.

Обаятельный плохиш

— Леонид Семёнович, для тех, чьё детство прошло в 1970-80-е, вы — самый обаятельный плохиш из сказок. Начальник тайной полиции в «Городе мастеров», Карл в «Пеппи Длинныйчулок»… А ваш Капитан в «Кольцах Альманзора», оказывается, был образцом, как сегодня говорят, брутальности. Что для вас детское кино?

— О сказках у меня самое нежное воспоминание, ностальгическое. Очень хочется в них играть, но их, увы, нет. Компьютер заменил современным детям всё. А сказки учат человеческим взаимоотношениям. В них снимались лучшие актёры страны. Во «Вкусе халвы» моими партнёрами были Джигарханян, Евстигнеев. В «Кольцах Альманзора» — Витя Павлов. Это было чистое чудо!

— Почему же сегодня сказки не снимают?

— Потому что кто-то решил, что зритель требует исключительно технологий, экшена и фантастики. Сами же кинематографисты зрителя к этому приучили. И вытеснили всем этим настоящее детское кино. Это очень печально.

— Сегодняшние бесконечные детективные сериалы выросли из вашего «Следствия…». Есть ли среди них такие, которые вам по душе?

— Достойные есть. «Ликвидация» Урсуляка — замечательный фильм. «Каменская» с Еленой Яковлевой — хорошая человеческая история, которая зиждется на нормальных человеческих отношениях и конфликтах, а не на стрелялках, которые сейчас на всех каналах.

Я не поддерживаю фильмы, где милиционеры бегают, пьют и стреляют.

Тайны следствия

— «Следствие вели» называют самой интеллигентной передачей про преступников. Чем привлёк этот проект, ставший благодаря вам таким успешным?

— Программа идёт 11 лет, снято более 300 выпусков, но работать над ней по-прежнему очень интересно. Мне довольно часто предлагают всякие сериальные варианты, но я отказываюсь. Набираюсь мужества и честно говорю: это не только играть, это читать нельзя! А «Следствие вели» — моё. Мне важно, что программу смотрят дети 14–15 лет. Подходят и говорят: вот мне папа, мама, бабушка рассказывали то же самое. То есть они смотрят не криминал, который на них обрушивается со всех каналов, а передачу про время — о том, как жили их предки. Трагическое и весёлое, грустное и радостное одновременно. Настоящее.

— Сколько времени уходит на одну передачу?

— Моё участие — это три дня. А целиком на создание одного выпуска — неделя. Над ней же работает целая команда: режиссёр, журналисты, сценаристы. Я получаю готовый сценарий, который «подминаю под себя» — редактирую.

— Два года назад вышла серия «Колченогий» — про убийство в нашей области. Когда-то «НП» первой написала правду про это дело, вступив в противоборство с несправедливостью правосудия. Многие сотрудники пострадали, отвоёвывая истину. А насколько вы уверены, что «ваш» преступник действительно виновен, что это не следственная ошибка?

— На сто процентов. Наша задача — как раз рассказать настоящую историю, и если кто-то понёс несправедливое наказание, восстановить справедливость. Я имею право поднимать авторитет несправедливо наказанных. Тот же Юрий Соколов — директор Елисеевского магазина — человек талантливый, прошедший войну. Его расстреляли в 1984 году.

Гоголевский кайф

— Да, почти гоголевский сюжет. Вы как-то рассказывали, что мечтали и не надеялись сыграть Городничего…

— Его монолог я читал на вступительных экзаменах в Щукинское училище, будучи уверенным, что в театре никогда его не сыграю. Типаж не тот. И вдруг раздался звонок. Сергей Голомазов спросил, как я смотрю на то, чтобы поучаствовать в его проекте. Это было состояние абсолютного шока. Я кайфую все шесть лет, что мы играем «Ревизора». Каждый раз это для меня особый день, очень ответственный.

— Что же в итоге оказалось самым неожиданным для вас в этой роли?

— Ощущение, будто бы он написал это позавчера. Вдумайтесь: Николай Васильевич 200 лет назад говорил, что так Богом на Руси устроено. Нет людей без греха, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят!

— А какое из произведений Гоголя самое для вас важное?

— Всё, что он написал, великолепно. «Мертвые души», «Ревизор»… У него потрясающе изображена Украина в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Я читал их ещё в детстве, но впечатления остались до сих пор.

— Вы родились в Киеве, детство провели на Украине и как никто понимаете, что сейчас происходит. Насколько реален шанс помириться нашим странам?

— Это не просто шанс. Я уверен, что это должно произойти.

Голос и женщины

— Не хочется продолжать эту грустную тему. Давайте о другом. Леонид Семёнович, слушая вас, наслаждаюсь вашим голосом. Сегодня, в эпоху аудиокниг, почему так редко можно встретить начитанные вами?

— Ну почему же, вот недавно мы записали с Кларой Новиковой очень хорошую историю — Давид Фридман «Мендель Маранц». Наверняка вы её сможете найти в Интернете и послушать.

— А сами вы слушаете аудиокниги?

— Нет, я читать люблю. Настоящие книги с настоящими листиками. В компьютере читаю только сценарии, да и то когда нет возможности их распечатать. Я просто уверен: никогда электронные книги не вытеснят настоящие. Это же так замечательно, когда можно книгу подержать в руках, перелистнуть странички, вернуться обратно. Вот говорили: кино вытеснит театр. Не вытеснило же! Очень важна эта живая связь. И с книгой то же самое. А аудиокниги… Ну, что ж, имеют право на существование.

— С радостью послушаю их в вашем исполнении. А откройте тайну: как вам удалось сохранить голос таким глубоким, звучным, просто потрясающим?

— Это исключительно подарок от мамы и папы, плюс стараюсь держать себя в форме. Нужно помнить о профессии. И о том, что тебя окружают прекрасные женщины. В этом весь секрет!




Абракадабра, которой ругается герой Леонида Каневского в «Бриллиантовой руке», — зашифрованное послание его возлюбленной. Если вслушаться, можно разобрать, как он несколько раз повторяет: «Березина куманит!» Через несколько лет после выхода фильма Анна Березина, дочь Ефима Березина — знаменитого Штепселя, стала женой Леонида Семёновича.


Городничий в Театре на Малой Бронной.

Фото Георгия АХАДОВА и из архива Леонида Каневского.

Теги: Культура

1315

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.