Русский ответ

06:00 — 05.07.2016

Русский ответ

06:00 — 05.07.2016


«Быстрее, выше, сильнее» – этот олимпийский лозунг вполне подходит для всей современной технологической цивилизации, буквально заточенной под перманентное достижение новых уровней.

И речь даже не о военных технологиях, которые, само собой, необходимы всякому уважающему себя суверенному государству. Но и новейшие технологические разработки в гражданской сфере также оказывают существенное влияние на позиционирование того или иного государства в мире. По целому ряду позиций Россия если и отстаёт в технологическом развитии от ведущих стран, то совсем ненамного, а кое в чём даже и опережает.

Тему беспилотников «просекли»

Одним из перспективнейших направлений являются беспилотники. Наземные и воздушные, гражданские и военные – вариантов масса, и будущее человечества лежит на этом магистральном пути развития. Так, на прошлой неделе в городе Волжском презентовали первый в России беспилотный автобус «Волгабас», который выйдет на маршрут уже в конце нынешнего года, а к ЧМ по футболу 2018 года должна быть запущена и серийная линия, практически целиком отечественная.

Разрабатываются в России и собственные проекты беспилотных автомобилей, а вот летающие беспилотники уже не просто внедряются в производство и различные отрасли хозяйства, но и демонстрируют впечатляющие прорывы. Весной в подмосковной Черноголовке прошли испытания октакоптера российской фирмы НЕЛК, снабжённого водородно-воздушными топливными элементами, созданными в Институте проблем химической физики РАН (ИПХФ). Октакоптер установил мировой рекорд по продолжительности полёта на открытых пространствах среди мультироторных беспилотников – 3 часа 10 минут. Дольше пока не летает никто.

Подобного рода беспилотники уже востребованы в различных отраслях и компаниях – от сельского хозяйства и геологоразведки до картографии и доставки «Почты России». В правительстве «просекли тему» и приняли в апреле дорожную карту «АэроНет», целью которой заявлен технологический прорыв на рынке использования беспилотников в гражданских секторах. На три года предполагается финансирование программы на 19,5 миллиардов рублей, 60 процентов которых – бюджетные средства, остальное – частные вложения.

Обгоняем на год, а может, и на два

А пока неплохо бы сократить отставания и в обычной – пилотируемой – авиации. Что, впрочем, тоже постепенно происходит: в начале июня корпорация «Иркут» провела торжественную церемонию выкатки первого самолёта МС-21–300, прорывного для российской, а в чём-то и для мировой гражданской авиации. Уровень использования композитов в МС-21 – свыше 30 процентов, что позволяет существенно улучшить аэродинамику самолёта и снизить общую массу конструкции. Корпорация «Иркут» уже сформировала стартовый портфель заказов на 175 самолётов МС-21.

Не прошло и двух недель, а в Петербурге на воду спустили новейший и самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика», который станет головным судном проекта 22220. Российское авиа- и судостроение возрождаются, демонстрируя хорошие скорости, особенно в наших традиционно сильных отраслях, вроде ледокольного флота, равного которому в мире нет до сих пор ни у кого.

Тем временем экспериментальную поездку совершил первый серийный российский локомотив, работающий на сжиженном природном газе – инновационный магистральный газотурбовоз ГТ1h-002. Выксунские сталевары патентуют новую марку стали, превосходящую многие иностранные аналоги. «Росатом» запускает шестой реактор поколения 3+ на Нововоронежской АЭС нового проекта ВВЭР-1200, обгоняя своих конкурентов минимум на год, а может, и на два.

Петафлопс насчитает

В сфере IT тоже происходят интересные вещи. В апреле Санкт-Петербургский политехнический университет официально представил свой новый суперкомпьютер. Точнее, целый суперкомпьютерный центр суммарной вычислительной мощностью более одного петафлопса – вполне на уровне мировых лидеров индустрии.

Силами Научного института систем обеспечения безопасности и ГК «Ренова» разработана операционная система Tizen – для хранения и мобильного использования данных в крупных компаниях и государственных структурах. Отличительная особенность операционной системы в кросс-платформенности и очень высокой степени безопасности, которая отвечает требованиям Министерства обороны в том числе, ведь именно силовики активно поддерживали разработку продукта. Другим потребителем может стать российский корпоративный рынок, не желающий использовать в производстве иностранные софт.

Наращивает своё присутствие Россия и в космосе, доведя количество спутников до 140, а полноценных спутниковых группировок – до пяти. Осваивают в России и технологии 3D-печати: в Сибирском федеральном университете Красноярска разработали уникальную методику – печать человеческих костей на 3D-принтере. А специалисты Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) впервые в России изготовили по аддитивной технологии прототип малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД) для беспилотных летательных аппаратов, соединив в одном проекте две перспективные технологические сферы.

Теги: Общество

330

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.