Трижды неправ. И – нет прав...

07:01 — 09.06.2016

Трижды неправ. И – нет прав...

Автор фото: Наталья Ермакова

Трижды неправ. И – нет прав...

07:01 — 09.06.2016

Со вчерашнего дня заработало самое обсуждаемое изменение Правил дорожного движения: понятие «опасное вождение» стало реальностью. А перед автомобилистами опять замаячили перемены: добавляются новые основания для лишения водительских прав. Три нарушения — и ты пешеход.

Чёрный список

Нечто подобное уже было: советское правило «трёх проколов». Теперь в Кодексе об административных правонарушениях России, по всей видимости, появится новая статья: «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Так она названа в законопроекте, который внесло в Госдуму федеральное правительство. Предлагается вот что: дан длинный перечень — восемь административных статей, а всего 16 составов правонарушений. Если водитель совершает три из них, то его лишают прав. В этом списке превышение скорости более чем на 40 км/ч, а также повторное превышение скорости, пересечение железнодорожного пути вне переезда, выезд при закрывающемся или закрытом шлагбауме. Здесь же проезд на «красный», невыполнение требования на перекрёстке уступить дорогу автомобилю, у которого преимущество в движении, разворот или движение задним ходом там, где это запрещено, выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, поворот налево или разворот в нарушение требований знаков, разметки. Риск остаться без прав повысится и у тех, кто не уступает дорогу пешеходам, велосипедистам.

За некоторые из этих несоблюдений правил сегодня прав не лишают и при повторе. Например, то же непредоставление преимущества пешеходу при любом раскладе обойдётся в 1500 рублей штрафа. С новой административной статьёй после третьего такого «проступка» водитель сам станет пешеходом.

Год пошёл

Необязательно трижды должно повториться одно и то же нарушение. Может быть так: проехал на «красный», нарушил правила на перекрёстке, попался на превышении скорости. Три раза за какой период? Открываем Кодекс об административных правонарушениях России. Статья «Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию». Вот что получается: есть постановление о назначении этого наказания. Оно вступило в силу. Срок пошёл. И закончится он только через год после того, как постановление будет исполнено. То есть человек заплатил штраф и ещё год после этого он считается административно наказанным (так что чем быстрее заплатишь, тем лучше). Или, если был лишён прав, — в течение года после их возвращения. Так что если автомобилист нарушил, например, правила на железнодорожном переезде, заплатил штраф, а потом в течение года развернулся там, где нельзя, и пешехода не пропустил, то придётся прощаться с правами — на год-полтора. Если прав нет — раскошелиться на штраф в 10–30 тысяч рублей.

«Рекордсмены»

Зачем ужесточать ответственность для автомобилистов? В правительстве объясняют так: на российских дорогах почти 40 процентов дорожно-транспортных происшествий с ранением, гибелью людей совершают водители, на которых уже не раз составляли протоколы. Например, в 2014 году подобралась такая «компания»: 4200 водителей совершили по 100 и более нарушений. В Нижегородской области свои рекордсмены, в том числе и по числу неоплаченных штрафов. Антирейтинг составили пару месяцев назад в Управлении Федеральной службы судебных приставов по региону: на первом месте оказался 32-летний нижегородец, владелец двух иномарок, на которого составили как минимум 226 протоколов за нарушение дорожных правил — по крайней мере, столько штрафов у него оказалось неоплачено (в целом на 150 тысяч рублей). За ним — житель областного центра со 196 штрафами и автомобилист из Ковернинского района со 133 долгами.

Под новую статью о лишении прав не попадут нарушения, «увиденные» камерами фото-, видеофиксации.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что такая картина — свидетельство «недостаточности существующей государственной системы реагирования на систематические правонарушения в области дорожного движения» и что целесообразно установление «повышенной административной ответственности для лиц с устойчивым антисоциальным поведением, регулярно игнорирующих требования правил и подвергающих угрозе жизнь и здоровье законопослушных граждан».

Поехал – попал

Это ещё не все новости для автомобилистов. Верховный суд России разъяснил, как привлекать к ответственности нетрезвых водителей и скутеристов. 

Человек за рулём выпивши. Оформляется протокол. А если он ехать не собирался? Знаю случай, когда полицейские подошли к машине, где люди, включая сидевшего на водительском месте, выпивали. Дошло до суда, куда хозяин машины принёс справку из автосервиса: двигатель в тот момент был на ремонте, машина вообще ехать не могла.

С июля прошлого года за повторный «пьяный руль» – уголовная ответственность. Спору нет, проблема актуальнейшая: в прошлом году, по данным Управления Госавтоинспекции по Нижегородской области, на дорогах региона задержали более тысячи «повторников». И всё же во избежание недоразумений Верховный суд России своим постановлением разъяснил: нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (та самая уголовная статья про нетрезвых «повторников»), – преступление, которое «следует считать оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения». То есть если машина стояла – преступления нет. Правда, то, что авто не двигалось, возможно, ещё придётся доказывать в суде. Так что лучше иметь свидетелей. А ещё лучше, конечно, в нетрезвом состоянии к машине вообще не приближаться.

И ещё новость – для водителей скутеров и мопедов. С апреля прошлого года рассекать на двухколёсной технике можно, только имея водительские права, как минимум категории «М». Если скутерист стал виновником ДТП, в котором кто-то погиб или серьёзно пострадал, то к уголовной ответственности до сих пор привлекали по статье «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». По ней за аварию с двумя погибшими – максимум семь лет колонии. Верховный суд России разъяснил нижестоящим судам: наказывать водителей скутеров и мопедов, раз права получают, нужно по той же статье, что и водителей автомобилей. По ней максимум – девять лет.

1112

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.