Монументализм хрупкости

07:01 — 09.06.2016

Монументализм хрупкости

Автор фото: Фото из архива Натальи Цветковой.

Монументализм хрупкости

07:01 — 09.06.2016

Огромное семиметровое панно, так и зовущее украсить собой станцию метро, выполнено в приглушённых тонах. Паровоз, фабричные трубы, кремль, ярмарка, храмы, колокола, суровые государственные мужи. Зрителю и в голову не придёт, что эта фундаментальная работа написана твёрдой рукой прелестной хрупкой девушки.

Традиции учителя

Её автор — Наталья Цветкова. Нижегородка, выпускница нашего художественного училища, в котором её педагогами были известные художники Юрий Андреев и Валерий Крылатов. В прошлом году она с отличием окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Монументальное полотно «Новый век. Нижний Новгород на рубеже XIX–XX столетий» — дипломный проект Наташи, выполненный в мастерской монументальной живописи под руководством профессора Сергея Репина. Работы нижегородки участвовали во множестве выставок. В том числе на IX молодёжном фестивале искусств во Франции и выставке «Арабески Лазурного берега» в Каннах. Сегодня картины Цветковой вошли в собрания музеев и частных коллекций в России, Франции, Финляндии и Китае. И вот — выставка в родном училище, которую до 11 июня свободно может посетить любой житель города. На ней представлено более 30 работ, главная из которых — «Новый век».

— Наталья, многие молодые художники, окончив училище, стремятся срочно развить бурную деятельность и не задумываются о продолжении образования. Что вас привело в академию?

— Это заслуга преподавателя — Валерия Крылатова. Многие его выпускники поступили учиться дальше в Москву и Санкт-Петербург — в академии живописи, в институт кинематографии. Мне очень повезло: Крылатов сам оканчивал эту академию и передал нам, студентам, её традиции. Поэтому мне было проще приспособиться к новой обстановке.

— Обычно женская живопись — это портреты малышей, весёлые натюрморты с букетами полевых цветов, пейзажи под ярким небом. Глядя на ваши работы, сложно поверить, что их автор — вовсе не умудрённый житейским опытом суровый мужчина в летах… Чем вас привлекла монументальная живопись?

— Желанием постичь тайны композиционного строя, взаимосвязи изображения с архитектурой. За время учёбы в академии я попробовала работать в таких техниках, как сграффито, витраж, мозаика. Копировала фрески 13-го века в храме. Этот опыт позволяет по-новому посмотреть на искусство в целом и на свои работы в частности.

Портрет Нижнего

— Как тема Нижнего Новгорода пришла в ваши работы? Купцы, газетчики… Все они словно попали в ваш дипломный проект с фотографий Дмитриева и Карелина!

— История города меня всегда интересовала. Для написания своей работы и вправду брала в качестве информации фотографии этих мастеров. Детали, костюмы — всё оттуда. Вот капитан — собирательный образ, бороду я такую видела только на фотографии. Как видите, сами фотографы тоже стали персонажами полотна. Тем, что мы так хорошо представляем себе то время, мы обязаны именно им.

— Многие работы на выставке перекликаются с основным панно…

— Почти все они — предварительная практика к диплому. Так шёл поиск персонажей, сюжетов, характерных деталей.

— А что за государственные мужи на ваших картинах?

— В золотом — Сергей Юльевич Витте. Он был назначен Николаем II следить за подготовкой к профинансированной им XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 году. Скоро будет праздноваться юбилей этого события — к нему-то и приурочена моя выставка. Сам император дан у меня как образ времени. А вот изображённые на картине люди вполне реальны. В белом — губернатор Николай Баранов. С газетой — архитектор Александр Померанцев. За ним — купцы Николай Бугров, Фёдор Блинов, Иван Рукавишников и Николай Башкиров. Я не стремилась к точному портретному сходству, тем не менее они узнаваемы, так же как Горький и Шаляпин — символы культуры того времени.

Размер картины 2,5 на 7,2 метра. На создание ушёл год. Написана она для нижегородцев. Хотелось бы, чтобы она заняла место в одной из постоянных экспозиций города.

— Нижегородская ярмарка была одним из самых ярких и весёлых событий столетия. У вас же всё в спокойных охристых тонах…

— Основной задачей для меня была взаимосвязь с архитектурой. Работа должна вписываться в определённый объект, в интерьер — и не давить на зрителя, сосуществовать с ним. Для этого и приглушённые тона.

— А паровоз на картине уж не тот ли, что стоит в нашем, нижегородском, музее паровозов?

— Именно он! У меня даже есть фотография на нём! Правда, тут получилось, что я немного опередила время и нарисовала, скорее Су 253–33, который был выпущен несколько позже выставки. Но он понравился мне больше и лучше подошёл по композиции!

Реализм на экспорт

— Диплом написан! Что дальше? Как найти применение монументальной живописи сейчас? Ваша работа в идеале должна превратиться в мозаичное панно. Насколько это реально?

— На строящихся в Москве станциях метро: «Озерки», «Спортивная», «Спасская», «Достоевская» — мозаики — работы наших профессоров. Правда, государственных заказов сегодня практически нет. Но мы универсальные художники и можем делать всё: от больших проектов до иллюстраций. Не так давно я помогала расписывать храм в Ломоносове. Хотя приходится браться за любую работу: от росписи в квартирах до портретов и пейзажей на заказ. Не поверите, сейчас наши студенты и преподаватели живут «за счёт китайцев».

— Что вы имеете в виду?

— Китайцы очень интересуются реалистической живописью нашей академии. Студенты из Китая там учатся, присматриваются к работам сокурсников, рекомендуют их друзьям и знакомым. В итоге коллекционеры из Китая покупают много наших работ. Что будет дальше — увидим. В планах — новые картины, новые выставки, надеюсь вступить в Союз художников, а дальше не загадываю.


Наталья Цветкова для дипломного проекта создала десятки работ, посвящённых знаменитым нижегородцам и реалиям Нижнего.


Ректорат направил письмо в управление по строительству Нижнего Новгорода с просьбой осуществить проект Натальи при оформлении будущей станции метро «Ярмарка».

1902

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.