Полис «с прицепом»

07:01 — 12.05.2016

Полис «с прицепом»

Автор фото: Наталья Ермакова, коллаж Сергея Курдаева

Полис «с прицепом»

07:01 — 12.05.2016

Хитрое навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО в стране приобрело такие масштабы, что в Госдуме наконец дошло дело до законопроекта, внесённого почти год назад. Предложено ужесточить наказание «хитрецам»: штраф установят до полумиллиона рублей. Но, как говорится, легко сказать…

Плюс техосмотр

Между предложением дополнительных услуг и навязыванием есть разница: в последнем случае человеку не оставляют выбора. Ситуация обостряется сегодня тем, что многие автомобилисты покупают «сезонные» полисы на летнее время. Вот свежий пример, который привели нам в прокуратуре Нижегородской области: жителя Лукояновского района в филиале страховой компании поставили перед фактом – для заключения договора ОСАГО надо пройти контрольную диагностику аккумуляторной батареи. И ещё техосмотр автомобиля. Иначе, мол, никак. За навязанные услуги водителю пришлось переплатить больше 2000 рублей. В отношении предприимчивого менеджера прокурор района возбудил административное дело по статье «Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования». Сотрудника страховой компании оштрафовали на 50 тысяч рублей.

Касса закрыта

Однако эта статья Кодекса об административных правонарушениях России страховщиков, видимо, не очень-то пугает. То, что услуги именно навязывают, надо ещё доказать. Обставляется же всё вполне благопристойно.

Законопроект об ужесточении ответственности за навязывание услуг к ОСАГО принят в первом чтении.

– В центральных офисах страховых компаний дополнительные услуги, как правило, не навязывают, – рассказывает руководитель Центра помощи автомобилистам в Нижнем Новгороде, юрист, автоэксперт Сергей Кузин. – Но люди могут столкнуться с некоторыми, скажем так, особенностями работы. Например, принимает только один специалист, два раза в неделю и только в течение двух часов. И за это время «успевает» оформить документы только на два полиса. То есть получить полис быстро, что и требуется каждому автомобилисту, нереально. А значит, водители в этот офис просто не пойдут. Вторая уловка: по правилам ОСАГО человеку обязаны выдать полис в день оплаты. То есть в день поступления денег в кассу. А ему говорят: «Очень жаль, но у нас касса сегодня не работает. Идите в другой офис». В другом офисе автомобилист слышит: «При оформлении полиса у нас добавляется страхование жизни. Без этого, конечно, можно. Но тогда надо пройти техосмотр». А проводится он где-нибудь на другом конце города, причём только раз в неделю. Действительно, в правилах ОСАГО есть пункт: «При заключении договора обязательного страхования страховщик вправе провести осмотр транспортного средства». Но читаем дальше: «Место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра транспортного средства или в случае составления договора обязательного страхования в виде электронного документа осмотр транспортного средства страховщиком не проводится». Иными словами, автомобилист вправе отказаться ехать туда, куда его направляют. Только не все водители об этом знают. Из часто навязываемых «допов» – страхование жизни и здоровья, продажа диагностической карты («У вас уже есть? Нет, мы с такой не принимаем, купите нашу»), страхование имущества. В Нижегородской области автомобилисту из-за навязанных дополнительных услуг приходится к полису выкладывать сверху от 500 до 4000 рублей.

Добавим, что оформить полис ОСАГО через интернет стало возможным с июля прошлого года. «Допы» при этом не навяжешь. Автомобилисту хорошо, страховщикам – не очень. Некоторые компании, начав было продавать полисы в режиме онлайн, в дальнейшем прекратили – невыгодно.

Список вырастет

По статье Кодекса об административных правонарушениях России, за навязывание дополнительных услуг при страховании оштрафовать можно только должностное лицо. В законопроекте, который внёс в Госдуму Общероссийский народный фронт, предложено расширить список: установить штраф для физических лиц, то есть агентов, которые работают на страховые компании, – 5000 рублей, а для самих компаний, то есть юридических лиц, – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

– Усилить ответственность можно и нужно, – комментирует Сергей Кузин. – Но требуется простая и понятная система направления жалоб, желательно в электронном виде, например, через специально созданный сайт. Должен быть механизм выявления нарушений и оперативного реагирования на них контролирующих органов. Вот это действительно задача, пока не выполненная.

С заявлением – на почту

За навязывание дополнительных услуг или необоснованный отказ от заключения договора страхования наказание предусмотрено. Но прямого отказа никто не даёт – вот в чём дело.

В правилах ОСАГО говорится: «Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Вам и говорят: полис получите! Только нужно ещё оплатить вот это.

Как же быть? В прокуратуре Нижегородской области дают такой совет. По закону гражданин вправе направить выбранному страховщику заявление о заключении договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов по почте на официальный адрес страховщика или филиала с уведомлением о вручении почтового отправления. Уведомление будет доказательством: страховщик ваше послание получил.

По статье 445 Гражданского кодекса России «Заключение договора в обязательном порядке» ответ должен прийти в течение 30 дней. Если прислали немотивированный отказ или же в положенный срок вам вообще не ответили, а у вас при этом имеются ещё доказательства, подтверждающие отказ в устной форме (показания свидетелей, аудио-, видеофиксация), можно обратиться с письменным заявлением о нарушении прав с указанием местонахождения организации, данных, кто конкретно отказал в заключении договора, и подтверждающими документами:

в Межрегиональное управление Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе;

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области;

в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области;

в прокуратуру;

в суд – с требованием о понуждении заключить договор и возместить причинённые убытки.

Теги: Общество

1244

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.