Музей для друзей

07:01 — 21.04.2016

Михаил МИХАЙЛОВ, учитель истории, руководитель музея.

Победители городского конкурса юный экскурсовод Илья Лебедев (слева) и Андрей Малышев с контр-адмиралом Яковлевым.

Победители городского конкурса юный экскурсовод Илья Лебедев (слева) и Андрей Малышев с контр-адмиралом Яковлевым.

Автор фото: Фото автора.

Музей для друзей

07:01 — 21.04.2016

Михаил МИХАЙЛОВ, учитель истории, руководитель музея.

Год назад мы, ученики и учителя 44-й школы Советского района, впервые сказали эти слова, когда четвероклассник Кирилл Дурандин и контр-адмирал Яковлев торжественно перерезали красную ленточку перед дверями нашего музея «Военно-морская слава нижегородцев». И вот уже отмечаем его первый юбилей. Небольшой, но памятный.

Флаги, вымпелы, письма

Морская тематика музея — конечно же, не случайность. Множество нитей связывают Нижний с историей российского флота. Но решающую роль сыграла наша дружба (и учеников, и учителей) с ветеранами-моряками. За три года совместного участия в проекте «Слава российского флота и нижегородская земля» мы действительно стали неразлучны. Без наших морских друзей и музея-то, собственно, не было бы. Большая часть коллекции — это их подарки.

На 14 стендах — старинные фотографии, письма, элементы морской формы и многое другое. Всего больше 300 экспонатов. И у каждого — своя история. Взять, к примеру, военно-морские флаги, подаренные музею Геннадием Станиславовичем Яковлевым — Андреевский ВМФ России, военно-морской флаг СССР и адмиральский — тоже советской эпохи. Рассказывая о них, шестиклассник Андрей Малышев вспоминает историю всех флагов, начиная с эпохи Петра I, а заодно и судьбы легендарных флотоводцев и экипажей кораблей, в том числе и знаменитого «Варяга». Кстати, увидеть флаги можно и на нарукавных знаках различия, и на юбилейных медалях, и, конечно же, на вымпелах, также подаренных ветеранами. А каждый вымпел — это ещё один экскурс в героическое прошлое флота. Представьте, сколько таких впечатляющих страниц перелистал юный экскурсовод, когда готовил эту экскурсию. И не он один.

В этом маленьком центре трепетного отношения к Родине занимаются самым важным видом воспитания.

Вещи — свидетели

Вещей, которые, превратившись в музейные предметы, тоже о многом могут рассказать, здесь хватает. Это и военная форма, подаренная ветеранами — куртка контр-адмирала ВМФ, рубашка, офицерская пилотка, галстук, погоны, тёплая папаха. Это и рында, служащая для отбивания склянок, когда надо собрать экипаж. Когда-то она находилась на катере обеспечения Тихоокеанской дивизии подводных лодок, а в музей перекочевала из личной коллекции Геннадия Станиславовича Яковлева. Корабельные часы — тоже из этой коллекции, но уже с подлодки «К-56», на которой в своё время служил контр-адмирал и наш большой друг. Лодка давно списана с вооружения, а памятные вещи остались.

В числе самых ценных экспонатов — форма главного старшины, юбилейная медаль, пилотка, фотографии, подаренные ветеранами знаменитой подлодки «К-19» Виктором Константиновичем Разумовым, Львом Анатольевичем Гавриловым и Владимиром Николаевичем Дудкиным, а также письма (в том числе и от вице-адмирала Черокова), грамоты, книжка краснофлотца и другие реликвии, переданные музею старейшиной флота, участницей Великой Отечественной Любовью Павловной Кузнецовой.

Вот так в двух словах выглядит сегодня наша военно-морская экспозиция. Период первоначального накопления исторического материала позади, но тема, как вы понимаете, неиссякаема.

Бесценный ресурс

В том, что музей — бесценный образовательный и воспитательный ресурс, никто в школе уже не сомневается. Он не только задействован в учебном процессе и достойно его оживляет. Я бы назвал наш музей местом неформального образования, поскольку сама обстановка здесь создаёт особую историческую атмосферу. Но не в меньшей мере задействованы и возможности детского творчества. Небольшой, но дружный музейный актив и экскурсии проводит, и поисково-исследовательской деятельностью занимается. Такая разнообразная работа помогает ребятам не только овладеть навыками изучения истории, но и познать, реализовать себя. У нас, так сказать, «музейность» в новом качестве, поскольку создатели экспозиции являются и пользователями. Воспитание, как известно, зависит от среды. Думаю, что та музейная, краеведческая, героико-патриотическая (как хотите назовите) среда, в которую мы в своей школе детей погружаем, очень правильная.

Вообще на тему пользы школьного музея, если, конечно, он работает не для показухи, много чего ещё можно сказать. То, что мы помогли хотя бы малой толике ребят (тех, что учатся в нашей школе) увидеть Россию как великую морскую державу с глубокими историческими корнями, славными традициями и настоящими героями, с которых хочется брать пример, уже дорогого стоит.

402

Комментирование данного материала запрещено администрацией.