Руль в надёжных «руках»

07:01 — 19.04.2016

Руль в надёжных «руках»

Автор фото: Иллюстрации Юрия ПРАВДИНА, new.yvek.ru, коллаж Сергея КУРДАЕВА.

Руль в надёжных «руках»

07:01 — 19.04.2016

Ещё в 2008 году на Горьковском автозаводе приступили к разработке техники с элементами искусственного интеллекта. Сегодня уже можно констатировать: беспилотные машины марки ГАЗ в полностью автоматическом и телеметрическом режимах передвигаются по весьма сложным маршрутам, выполняют комплекс заданий, руководствуясь информацией ГЛОНАСС и данными систем автоматического сбора и обработки информации.

— Обеспечение безопасности на дорогах через развитие автоматизированных систем является задачей национального масштаба, — уверен президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин. — В течение ближайших двух-трёх лет мы планируем создать автомобили с системами активной помощи водителям по всей линейке нашей продукции.

Полевые условия «Робокросса»

Продвижением робототехники активно занимаются не только на ГАЗе, но и в нижегородских вузах. В первую очередь — в НГТУ им. Р. Е. Алексеева.

— В прошлом году мы совместно с представителями автомеханического техникума протестировали наш проект — роботизированную транспортную систему, установленную на эклектро-квадроцикле — в полевых условиях на «Робокроссе», который вот уже в шестой раз проходил на полигоне «Группы ГАЗ», — рассказывает ассистент кафедры автоматизации машиностроения вуза Людмила Федосова.

В соревнованиях участвовало 10 команд со всей России, нижегородцы (кстати, самый молодой коллектив из собравшихся) выступили вполне достойно и заняли четвёртое место. Немаловажно, что команда НГТУ была ещё и самой малобюджетной на «Робокроссе».

— После этого мы решили создать своё собственное студенческое конструкторское бюро, — продолжает рассказ аспирант кафедры автоматизации машиностроения Александр Сизов. — Сейчас идёт процесс оборудования лаборатории. Очень надеемся, что успеем к предстоящему очередному «Робокроссу» подготовить «ГАЗель» с двигателем внутреннего сгорания, установив на него роботизированную транспортную систему. В крайнем случае выступим на соревнованиях с тем же квадроциклом, но уже модернизированным.

Сканер автономного режима

Так что же представляет собой система управления, которую придумал Александр Сизов вместе со своими сподвижниками? Программный аппаратный комплекс — это контроллер, сенсорная периферия и непосредственно само программное обеспечение, разработанное собственными силами.

— Для реализации автономного режима мы применили двухмерный лазерный сканер, чтобы получить картину препятствий перед роботом, — делится секретами Александр Сизов. — Это достаточно дорогостоящий, но крайне функциональный датчик, он выдаёт информацию о препятствиях в радиусе 30 метров. Но все же эта версия двухмерного лазерного сканера — бюджетная, стоит порядка 400 тысяч рублей по текущему курсу и имеет ограниченный функционал. Более продвинутая обойдётся уже почти в четыре миллиона рублей — и это цена только одного датчика!

Серийные кони дорогой игрушки

— Если вы захотите приобрести такой автомобиль, то должны как минимум думать о том, как его охранять, — улыбается Людмила Федосова. — Просто так на парковке его не оставишь. Надо понимать, что дорогостоящие сенсоры установлены не в салоне машины, а снаружи, фактически в свободном доступе. Так что пока это всего лишь интересная игрушка, и в ближайшее время на массовое производство таких автомобилей рассчитывать не стоит. Хотя, наверное, и сейчас найдутся люди, которые хотели бы нечто подобное иметь в своей коллекции. Однако не стоит забывать, что пока выпустить беспилотный автомобиль на дороги общего пользования наше законодательство не позволяет. Кто будет виноват, если человек на дороге будет сбит? Система? Владелец? Вопросов больше, чем ответов…

По словам Александра Сизова, опираться на какие-то западные наработки при реализации своего проекта возможностей у нижегородских изобретателей не было, поскольку они все строго засекречены. По сути рынок серийных решений беспилотных автомобилей пуст. И именно это придаёт сил работе, стимулирует — кто успеет первым, тот и будет на коне…
Что касается российских разработок, то тут на ведущих ролях — конструкторское бюро «Аврора» из Рязани. Кстати, именно команда от этого КБ победила на последнем «Робокроссе», причём далеко не в первый раз, так что их технологии по праву считаются самыми передовыми. И, что немаловажно, рязанцы с удовольствием делятся опытом со своими нижегородскими коллегами.

Мечта к мундиалю

По словам Людмилы Федосовой, НГТУ намерен плотно работать над коммерциализацией своего проекта. Но для этого надо сначала его во всей красе продемонстрировать.

— Если продвинемся вперёд с ресурсными испытаниями на «ГАЗели», попробуем уже на коммерческой основе что-то сделать, — говорит она. — Ведь можно попробовать продать отдельные части, программные модули, а не только всю систему.

Есть у ребят и такая мечта: к чемпионату мира по футболу 2018 года в Нижнем Новгороде организовать хотя бы небольшую зону для машин без водителей, которые бы курсировали по выделенным полосам. Было бы, безусловно, красиво! Однако уж слишком мало времени остаётся до этого события, а посему этот прожект, скорее всего, вряд ли получится воплотить в жизнь…


658

Комментирование данного материала запрещено администрацией.