«Сокол» расправляет гражданские крылья

07:01 — 05.04.2016

Ил-114 – двухмоторный турбовинтовой самолёт, число пассажиров – 64 чел., крейсерская скорость – 500 км/ч,, дальность полёта с пассажирами – 1400 км.

Ил-114 – двухмоторный турбовинтовой самолёт, число пассажиров – 64 чел., крейсерская скорость – 500 км/ч,, дальность полёта с пассажирами – 1400 км.

Автор фото: Юрий Правдин

«Сокол» расправляет гражданские крылья

07:01 — 05.04.2016

Нижегородский завод «Сокол» планирует до конца 2018-го выпустить первый гражданский самолёт Ил-114, который должен появиться на авиалиниях уже годом позже. Этой теме было посвящено совещание, которое прошло на предприятии под руководством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина (на фото).

Всё российское — до последней гайки

Надо сказать, что работа по созданию отечественного самолёта на базе Ил-114 ведётся достаточно быстро: в короткие сроки был сформирован внешний облик, произведены финансово-экономические расчёты, определены источники финансирования, проработаны вопросы производственной кооперации. Посчитали, что возобновление производства лайнера обойдётся в 56 миллиардов рублей.

— Важно то, что самолёт, который начнут делать в Нижнем Новгороде, будет целиком и полностью российским, — сказал после завершения совещания Дмитрий Рогозин. — Те решения, которые предлагает КБ Ильюшина, основываются на собственных технологиях по созданию авионики, бортового оборудования, двигателя, который уже существует, но его просто надо довести до определённых технических параметров, увеличить ресурс. Мы рассчитываем на успех этого проекта хотя бы в силу известных экономических обстоятельств, связанных с девальвацией рубля. Авиационным компаниям просто-напросто невыгодно будет покупать иностранную, тем более подержанную технику.

«Набитая рука» не подведёт

По словам Дмитрия Рогозина, Россия сегодня продвинулась очень далеко вперёд в области военного авиастроения, и это неминуемо подтолкнуло развитие технологий для создания современных гражданских бортов. Самолет Ил-114 как раз должен стать примером того, как «набитая на военной технике конструкторская рука» сыграет на руку и гражданской авиации.

Потребность начать работы есть уже в 2016 году. На этот год потребуется около трёх миллиардов рублей. На последующие годы необходимо будет изыскивать по пять-шесть миллиардов. Из общей суммы в 56 миллиардов рублей примерно половина будет потрачена на проведение опытно-конструкторских работ, вторая часть — на докапитализацию лизинговых компаний с тем, чтобы они выступили главными заказчиками самолётов.

Кроме того, ещё 1,7 миллиарда рублей будет инвестировано в сам завод «Сокол» на модернизацию необходимого для производства самолёта оборудования.

Спецслужбы предпочитают «щупать»

Объёмы рынка достаточно велики, чтобы оправдать столь крупные вложения. Планируется, что как минимум 150 самолётов будет выпущено в период между 2020 и 2030 годами — такова потребность гражданских авиационных компаний. И это не считая «Почты России», которая хочет иметь собственный авиапарк и перестать возить нашу почту в багажных отделениях пассажирских самолётов. А есть ещё госзаказчики в лице Минобороны, МЧС, МВД, погранслужбы…

Правда, работа с ними имеет свою специфику — продукт они предпочитают «пощупать». У нас люди мало верят в обещания. Когда появится новый самолёт, тогда будут и заказы.

Заместитель премьера также добавил, что для нужд России этот самолёт крайне необходим как с обычным шасси, так и в спецкомплектации, для того чтобы использовать его в Арктическом регионе.

Нужно меньше есть…

— Я сегодня же доложу о прошедшем за заводе «Сокол» совещании президенту, — заявил Дмитрий Рогозин. — Есть потребность в дополнительном финансировании. Несмотря на то, что в условиях кризиса сильно порезали все наши программы, этот проект крайне необходим. Если он не будет реализован в заявленные сроки, появится провал. Старые самолёты будут выходить из строя, утилизироваться, а новых российских не будет. Значит, мы поставим наши авиационные компании перед очевидным выбором: снова закупать иностранщину. А это, в свою очередь, означает, что ещё раз мы сами же для себя закроем рынок отечественного авиастроения лет на 10.

Ещё одна важная задача, которая стоит перед создателями нового самолёта — вопрос его топливной эффективности. Это всегда было нашим слабым местом. Российские самолёты сами по себе хороши — у гражданских машин блестящая аэродинамика, турбуленция в отечественных самолётах гораздо меньше, чем в американских или европейских, что не устают подчёркивать и западные авиастроители. Но технология разработки двигателя намного дольше, чем у самого летательного аппарата — на три-пять лет. В итоге как получалось? Самолёт вроде бы есть, но под его крыло приходилось вешать либо старый двигатель, либо иностранный. В результате назад отбрасывалось собственное двигателестроение. А оно отвечало тем же — ресурс российских двигателей был меньше, чем у импортных, топлива они кушали больше. И пассажирам приходилось платить за билеты дороже. Поэтому нашим производителям сегодня очень важно вовремя доработать двигатель, который по своим топливным характеристикам будет конкурентоспособен.

Проект создания отечественного регионального самолёта разрабатывается по прямому поручению Президента России.

Оптимальный финалист

— У нас нет никаких сомнений, что «Сокол» — наиболее оптимальная площадка для финальной сборки самолета Ил-114, — считает полпред президента в ПФО Михаил Бабич. — Хотя предусмотрена достаточно широкая кооперация с участием других авиационных заводов.

— Для Нижнего Новгорода это очень важно, — продолжает тему Дмитрий Рогозин. — Ведь каждое предприятие борется за то, чтобы выпускать конструкцию в целом, а не только отдельные агрегаты. Военным гособоронзаказ, которым сейчас обеспечен «Сокол», постепенно будет уходить после 2020 года. И как раз тогда начнёт наращиваться производство гражданских бортов. Так что производственные площади в полной мере будут загружены. Завод будет иметь прибыль. А значит, и город, и область…


510

Комментирование данного материала запрещено администрацией.