Не уверен в себе. Любопытен...

07:59 — 31.03.2016

Не уверен в себе. Любопытен...

07:59 — 31.03.2016


«Бывает ли у тебя такое чувство, что за твоей спиной говорят о тебе плохо?», «Способен ли ты на грубые шутки?» А всего в списке 74 вопроса. Его впервые предложили школьникам Нижегородской области. Это – социально-психологическое тестирование. Сегодня оно заканчивается. И станет известно, велика ли группа риска…

Исправить заранее

Социально-психологическое тестирование на отношение к употреблению психоактивных веществ проводится в школах, училищах, техникумах, вузах региона с 2012 года. Участникам – 14–18 лет. В первый раз их было около 8000, в этом году – почти 50 тысяч. Тестирование добровольное. Хочешь участвовать – пусть родители напишут, что согласны. И сам напиши.

До сих пор одной из главных задач было понять, употреблял или не употреблял наркотики подросток. Но если прямо спрашивать: «Было?», можно правдивого ответа и не получить. Несмотря на то, что тестирование анонимное. Теперь всё по-другому. И главный вопрос: а может ли быть? То есть возможно ли в будущем? И если риск есть, то берём ситуацию в свои руки и пытаемся исправить, решили специалисты и разработали тест из 74 вопросов вместо прежних шестнадцати.

Нарушая правила?

Вопросы простые, но на самом деле они, данные вразнобой, собираются в несколько блоков. «Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться только о себе?», «Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?» – это из блока «Недоверие к окружающим». «Нравится ли тебе нарушать установленные правила?», «Бывает ли у тебя иногда желание причинить вред другим людям?» – это на выявление агрессивности. С тем и другим подросток попадает в группу риска.

В 2015 году в регионе зарегистрировано 214 отравлений курительными смесями.

– На сегодня обработаны ответы около 25 тысяч участников социально-психологического тестирования, – рассказывает консультант отдела по вопросам дополнительного образования и воспитания министерства образования Нижегородской области Наталья Поляшова. – Окончательные результаты будут к концу апреля. После обработки половины материала в группу риска попали 21,7 процента школьников и студентов. Важно, что по результатам тестирования мы определили, что толкает подростков к употреблению наркотиков.

После социально-психологического тестирования будет медицинский осмотр. Тоже добровольный. Предположительно, в нём участвуют около 8000 человек. Врачи сумеют определить, употреблял ли подросток наркотики. Результат смогут получить только родители, а также сам подросток, если он старше 15 лет. Преподавателю предоставят только цифру по его классу. К слову, при тестировании в 2012–2013 учебном году выявили следы наркотиков у 117 учащихся, в 2013–2014-м – у 165…

Другая реальность

Преподаватель не узнает, кто конкретно из его класса в группе риска. Но у него будет общая информация и возможность понять, как дальше с этим классом работать, чтобы не случилось беды. Возможно, класс недружный – значит, проводить больше мероприятий, которые сплачивают. Есть неформальный лидер, который «учит плохому»? Постараться выдвинуть других лидеров – спорт­сменов, например, привлечь к ним внимание ребят.

– Но в одиночку школе не справиться, родителям это надо понимать, – рассуждает Наталья Поляшова. – Думаю, одна из главных проблем современных подростков в том, что уходит живое общение. Несмотря на то, что в соцсетях у всех помногу друзей. Но интернет – это другое общение. В соцсетях ты герой, тебе легко, ты можешь с кем угодно познакомиться, что угодно сказать, оставить смелый комментарий. То же – в компьютерных играх. Ты переходишь на новый уровень, у тебя много «жизней», ты в любой момент можешь начать игру с начала. Ценности размываются, создаётся другая реальность. Подросток не готов к тому, что в реальной жизни всё не так! В ней, чтобы перейти на «новый уровень», надо трудиться, работать над собой, развивать свои способности. И понимать, что жизнь у тебя, в конце концов, только одна, что это не игра, ошибки здесь не отменишь, с начала «игру» не начнёшь… У подростка возникает конфликт двух реальностей: компьютерной и настоящей. Отсюда и стрессы, и неуверенность в себе. Мне кажется, родителям нужно об этом подумать. А если есть хотя бы малейшие признаки того, что в жизни ребёнка появились наркотики, – немедленно обратиться к специалистам. Не думать при этом: а что люди скажут, может, это как-то само пройдёт? Не пройдёт. А запретами можно только усугубить ситуацию.

Знай

Специалисты считают: уберечь подростков от наркотиков можно, если воспитывать в понимании, что:

    любой наркотик – яд и вред;

    любое предложение наркотика – это агрессия против тебя, твоего будущего;

    о любом предложении наркотика надо немедленно сказать родителю, учителю;

    надо иметь навыки твёрдо и уверенно отказываться от любого предложения наркотика (взрослым нужно самим тренировать их у ребёнка).

Ну и, конечно, не забываем о внимании и контакте с ребёнком. Дефицит их в детстве может иметь плачевные последствия.


Найти клад

«Поднять закладку», «найти клад». Слышите такие выражения – это о наркотиках. Добывание их через интернет, считывание информации со стен домов представляется подросткам интересной игрой.

 «Палыч», «сено», «зелёный флаг», «плюха» и множество других «шифров». Это о курительных смесях. Специалисты областного наркодиспансера и центра «Дети против наркотиков» называют основные признаки того, что в жизни подростка появились спайсы и соли:

• он начинает пропускать уроки, падает успеваемость;

• всё время врёт;

• появляются друзья, о которых не рассказывает. При разговоре с ними по телефону уходит в другую комнату или говорит, что наберёт позднее;

• появляется раздражительность до ярости, подросток уходит от любых серьёзных разговоров, вообще от контакта с родителями, отключает телефон;

• постоянно просит деньги, залезает в долги, из дома начинают пропадать вещи;

• человек постепенно теряет чувство реальности.

Другие признаки употребления «химии»:

• кашель, сухость во рту, мутный либо покрасневший белок глаз (очень важный признак, наркоманы это знают, поэтому носят с собой глазные капли);

• нарушение координации движений, дефект речи, заторможенность мышления;

• возможно застывание в одной позе при полном молчании минут на 20;

• бледность, учащённый пульс, приступы смеха;

• после употребления смесей в течение нескольких дней упадок общего физического состояния, нарушение сна, перепады настроения.

Каждый организм индивидуален. Если один человек покурил смесь пять-шесть раз без видимых последствий (пока!), это не значит, что у другого первое курение не окончится трагедией. Но вообще каждое употребление спайса приводит к гибели большого числа нервных клеток и нарушениям в работе центральной нервной системы. А под ударом – весь организм.

Курительные смеси – частая причина подростковых суицидов. Как правило, «выходят» из окон. Это не значит, что человек хотел свести счёты с жизнью. Причина – мощнейшие галлюцинации.

В 99 процентах случаев употреблять наркотики начинают те, кто уже курит сигареты.

Теги: Общество

595

Комментирование данного материала запрещено администрацией.