Рабочая пропаганда

08:21 — 29.03.2016

С 2007 года в Нижегородской области действует проект по созданию инновационных ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики области

С 2007 года в Нижегородской области действует проект по созданию инновационных ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики области

Автор фото: Николай Бравилов

Рабочая пропаганда

08:21 — 29.03.2016

Одна из главных проблем подготовки профессиональных кадров – это отсутствие адекватной методики, позволяющей прогнозировать потребность в работниках хотя бы на несколько лет вперёд.

И такая ситуация наблюдается по всей стране – это признали участники круглого стола «Состояние системы профобразования. Региональный аспект», организованного по инициативе Общероссийского народного фронта.

Денег хватит – места будут

Справедливости ради надо отметить, что способы прогнозирования потребности в кадрах всё-таки существуют, и они, в общем-то, не столь сложны. Так, например, можно посчитать, сколько людей по каким-либо причинам перестаёт работать на заводе (увольняются, уходят на пенсию и пр.) в течение года. Логично предположить, что в таком же количестве сотрудников и нуждается предприятие. Проблема в том, что это правило работает только в условиях стабильной экономики. Руководители же наших компаний порой сами имеют довольно смутное представление о своём будущем: может, дела пойдут хорошо и денег хватит на новую инвестиционную программу (значит, будет потребность в дополнительных работниках), а может быть, и так, что из-за проблем с заказами придётся сокращать людей.

– Потребность в специалистах в нашем регионе формируется на основании опросов работодателей, – рассказывает начальник сектора министерства образования Нижегородской области Игорь Захаров. – Но и здесь возникает проблема: несмотря на то, что предприятие заключает договор с учебным заведением на подготовку специалистов, оно не связывает себя никакими обязательствами и, к сожалению, часто отказывается взять выпускника на работу.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы с рабочими кадрами будет напряжёнка: в начале 2000-х наблюдался спад рождаемости, и сегодня объективно мало подростков 14–15 лет – возраста, в котором обычно идут в техникумы и колледжи. Вдобавок, как показывают опросы, большинство из них не хотят связывать свою судьбу с техническими специальностями, предпочитая гуманитарные.

В технари с детского сада

Профориентация – ещё один серьёзный вопрос. Заместитель генерального директора ТПП Нижегородской области Александр Цапин уверен, что полноценной профориентации в регионе нет.

– Опросы среди школьников на тему «Кем ты хочешь быть» – это не то, – уверен Александр Иванович. – По направлению нужна системная работа. На мой взгляд, хорошей практикой стало проведение дней открытых дверей на промышленных предприятиях. Но этого мало. В глобальном масштабе нам нужна мощная пропаганда рабочих специальностей.

Важность проблемы осознаёт и министерство образования.

– Мы понимаем, что вести с экскурсией на завод учеников восьмого класса уже поздно: они для себя путь выбрали раньше, – говорит Игорь Леонидович. – Нужно начинать работать с детьми, когда те ещё ходят в детский сад. В ближайшее время мы планируем организовать подготовку студентов педагогического колледжа, чтобы они знали, как прививать детям любовь к техническому творчеству.

Надо сказать, что удачный пример ранней профориентации уже имеется – это региональный фестиваль «РобоФест-НН», в котором в этом году участвовали около четырёхсот школьников.

А на «ценнике» три копейки

– Нельзя списывать со счетов и условия, которые промышленные предприятия готовы предложить молодым специалистам, – продолжает Игорь Захаров. – Хороший, перспективный выпускник не пойдёт работать на завод за зарплату в три копейки.

Ему парирует заместитель начальника отдела кадров и технического обучения Сергей Скворцов.

– К сожалению, качество обучения профессиональных кадров сегодня оставляет желать лучшего, – рассказывает Сергей Владимирович. – Выпускники колледжей и техникумов не знают элементарных вещей. Некоторые не могут разделить сорок на шесть и представить результат в виде обыкновенной дроби! Таким выпускникам цена действительно три копейки.

Теги: Образование

526

Комментирование данного материала запрещено администрацией.