«Осмотреться в отсеках!»

07:59 — 24.03.2016

Давно осталась за кормой былая служба… Ветераны-подводники у памятника знаменитой «эске».

Давно осталась за кормой былая служба… Ветераны-подводники у памятника знаменитой «эске».

Автор фото: Николай Бравилов

«Осмотреться в отсеках!»

07:59 — 24.03.2016

С тех пор как 19 марта 1906-го царь Николай II включил в классификацию судов субмарины, этот день считался днём рождения «невидимого» флота, а заодно и Днём моряка-подводника — правда, не сразу официальным. 18 марта в Нижегородском кремле состоялся праздничный митинг, посвящённый 110-й годовщине со дня создания Подводных сил России.

От «Дельфина» до «Борея»

110 лет — дата особая. Юбилейная. Не случайно, открывая митинг, председатель Нижегородского регионального отделения Общероссийского общественного движения поддержки флота капитан I ранга Виталий Антоневич вкратце напомнил собравшимся всю историю российского подплава, начиная с «потаённого судна» крестьянина-самоучки Ефима Никонова, которое ещё Пётр I одобрил и разрешил испытать в одном из парковых озёр Сестрорецка. По форме это судно напоминало скорее бочку, нежели подлодку, но именно из этой «бочки» вышли и первая железная субмарина известного фортификатора Шильдера, и первая серийная — инженера Джевецкого, и, наконец, наша первая боевая — «Дельфин», построенная на Балтийском заводе в 1903-м. Заявили о себе подводные корабли впервые в Русско-японскую войну, а в Первую мировую уже играли важную роль и к концу её заняли достойное место в составе боевого флота. Конечно, эти лодки были ещё далёки от совершенства — едва двигались, плохо погружались и таили в себе массу чисто технических неприятностей.

Наука, однако, не стояла на месте. В Великую Отечественную страну защищали совсем другие субмарины, а послевоенные годы стали временем подлинного расцвета нашего подводного флота — уже океанского, атомного, ракетоносного.

Само собой, современный подводный атомоход типа «Борей» и скромный первенец «Дельфин» и близко не поставишь. Но только сравнив эти два «потаённых судна», можно по достоинству оценить этапы большого подводного пути.

Знай наших

Митинг, на который собрались представители областной и городской властей, ветераны-подводники, командиры воинских частей, нижегородские корабелы, курсанты речного училища и воспитанники военно-морских клубов, по традиции проходил у макета рубки знаменитой подводной лодки «С-13», совершившей в войну «атаку века». Но появился морской причал в кремле не только в память об успешном походе «эски», но и как признание заслуг сормовских корабелов, её построивших.

Участники митинга почтили минутой молчания память погибших моряков и возложили цветы к подножию памятника подлодке «С-13».

Не секрет, что наш город стоял, можно сказать, у истоков создания подводного флота России. «Дельфин» построен на Балтике, но по проекту наших земляков — учёного-кораблестроителя Бубнова и каперанга Беклемишева. А в 30-е годы вместо паровых котлов и на «Красном Сормове» стали строить подводные корабли. Из 212 субмарин, построенных к началу Великой Отечественной, 42 были нашими. После войны их место заняли уже более современные, оснащённые крылатыми ракетами. А в 1967-м со стапелей завода сошла первая атомная подлодка. И до сих пор надёжно охраняет рубежи нашей родины многоцелевая подлодка третьего поколения проекта 945, А «Кондор» с говорящим названием «Нижний Новгород»…

О лепте, которую внесла нижегородская земля в дело создания подводного флота, и о том, как важно вернуть ему былую славу, говорили на митинге и главный федеральный инспектор по Нижегородской области Иван Костанов, и глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин, и многие другие. А Виталий Антоневич, отметив высокое качество и живучесть сормовских лодок, даже предложил учредить День нижегородских судостроителей.

Характером — герой

Так говорят про моряков-подводников. Но лучше, чем контр-адмирал Аркадий Викторович Ганрио, о тех, кто эту профессию выбрал, пожалуй, никто не скажет. Ведь он 36 лет подводному флоту отдал. Успел поплавать и на «Малютках», и на легендарных «Щуках», и на дизельной субмарине «Ленинец», целым соединением атомных подлодок на Камчатке командовал. Вот его вердикт: «Подводник должен быть настоящим патриотом, глубоким знатоком своего дела и очень честным человеком. А ещё нужно не уметь бояться. В море либо вместе побеждают, либо вместе погибают».

814

Комментирование данного материала запрещено администрацией.