Без репетиторов

07:59 — 17.03.2016

Освоит ли ребёнок пропущенную тему, зависит от профессионализма и ответственности учителя.

Освоит ли ребёнок пропущенную тему, зависит от профессионализма и ответственности учителя.

Автор фото: Наталья Ермакова

Без репетиторов

07:59 — 17.03.2016

Ребёнок пропустил по болезни две-три недели, и сразу резко ухудшились оценки. Ситуация, знакомая многим. Изучить самостоятельно новый материал школьник чаще всего не может. Не в силах объяснить трудную тему и родители. Получается, без репетитора не обойтись? А может, есть другой выход?

Взять на буксир

В советское время классный руководитель прикреплял к отстающим отличников. Это называлось «взять на буксир». Сейчас такая практика канула в Лету, а польза от неё была не только в плане учёбы. Она заметно сплачивала детский коллектив, учила ребят доброте и взаимовыручке.

— И что мешает использовать эту систему сейчас? — рассуждает начальник отдела дошкольного и общего образования регионального минобразования Виктор Шмелёв. — В Норвегии, например, давно сделали кальку с советских школ. Класс разделяют на «звёздочки», в каждой из которых есть успешные в учёбе дети и те, кому она даётся с трудом. Чтобы сильные ученики брали шефство над слабыми.

Впрочем, такая взаимовыручка не всегда возможна. В частности, из-за большой занятости современных детей, спешащих после уроков в спортивную секцию, художественную школу, на дополнительный английский… Остаётся надежда на учителя. Он же, ссылаясь уже на собственную высокую загрузку, отказывается остаться с учеником после урока… Но имеет ли право педагог отказать в индивидуальном объяснении трудной темы?

— В федеральном и региональном законодательствах этот вопрос не отражён, — признаёт Виктор Шмелёв. — В идеале же трудовой договор, заключаемый между учителем и его работодателем, может его учитывать, хотя мне, если честно, такие примеры неизвестны. Поэтому остаётся надеяться на добросовестность наших учителей и понимание, что их успех складывается из успехов учеников.

Научить учёного

Ещё одна проблема, с которой нередко сталкиваются родители, выясняя, почему ребёнок съехал на тройки, — новый неумелый учитель. Чаще всего — недавний выпускник педвуза. «Наталья Вениаминовна ничего нам не объясняет, а только спрашивает, да ещё на английском и очень быстро», — плачет дочь-четвероклассница моей знакомой после очередной тройки. Наталье Вениаминовне чуть за 20, и она искренне не понимает, как это ученики начальной школы могут не воспринимать быструю иностранную речь.

— Опытный директор обязательно организует наставничество над молодым учителем, — комментирует Виктор Шмелёв. — Только так могут передаваться педагогический опыт и традиции, пополняться методический багаж. А кто, кроме наставника, подскажет 22-24-летнему учителю, как провести первое в своей жизни родительское собрание?

Достучаться до каждого

Конечно, любую школьную проблему для начала можно и нужно решать в самой школе. Но если ни учитель, ни директор не реагируют на сложную или конфликтную ситуацию, обсуждать её придётся уже с участием учредителя, то есть местного управления образования. Впрочем, есть ещё варианты решения проблемы, при которых не выносится сор из избы. Во всех школах проводятся так называемые педсоветы: каждую четверть по результатам обучения в 1–9 классах, раз в полгода — в 10-11-х. Именно на нём учитель докладывает, что сделано совместно с родителями, чтобы каждый ученик освоил учебную программу.

— Это преподаватель вуза может не интересоваться, понятны ли его лекции всем студентам, — напоминает Виктор Шмелёв. — Высшее образование не является обязательным. А вот для школьного учителя научить каждого ученика — профессиональный долг. Так что настоящий учитель никогда не откажет ребёнку в помощи.

461

Комментирование данного материала запрещено администрацией.