300 процентов кубометра

По консервативным оценкам, мировой спрос на природный газ в качестве моторного топлива к 2020 году составит 118 млрд м3.

По консервативным оценкам, мировой спрос на природный газ в качестве моторного топлива к 2020 году составит 118 млрд м3.

Автор фото: Николай Бравилов

300 процентов кубометра

На главной проходной Горьковского автозавода мужчины в добротных костюмах и пальто осматривают, оживленно переговариваясь, модели на выставке газомоторной техники, которую производит «Группа ГАЗ». Любопытный и внимательный прохожий мог узнать среди них председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера, Михаила Бабича, единственного бенефициарного владельца компании «Базовый элемент» Олега Дерипаску, глав Татарстана и Чувашии и ещё многих других очень серьёзных людей. Все они приехали в Нижний Новгород на совещание по развитию рынка газомоторной техники. Побывал там и наш корреспондент.

Экологичная безопасность

12 рублей за кубометр против 34 рублей за литр — 300-процентную экономию при использовании природного газа в качестве моторного топлива в России, в отличие от стран Евросоюза, до сих пор ещё не оценили. По словам Алексея Миллера, «в стране с самыми большими мировыми запасами природного газа» газомоторная отрасль развита чрезвычайно слабо. Между тем, этот вид топлива выгоден не только экономически. Главным источником загрязнения воздуха в Нижнем Новгороде (до 80 процентов!) является бензиновый автотранспорт. При использовании же природного газа выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 2–3 раза. И вопреки распространённому мнению, газ согласно «классификации горючих веществ по степени чувствительности» МЧС России отнесён к самому безопасному, четвёртому, классу.

И, тем не менее, объём выпуска автотранспорта с газомоторными двигателями ничтожен. Почему? Ответ банален — нет спроса! А его нет потому, что негде заправляться. А почему нет АГНКС? А кто же на них будет заправляться, если подобной техники практически не выпускается? Всё — круг замкнулся.

Начинать надо с газпрома

— Но лёд тронулся, — заявил Алексей Миллер, открывая совещание. — Во-первых, развитие рынка газомоторного топлива признано государственной задачей. Так, например, до 2020 года в городах с населением более 1 миллиона человек количество общественного транспорта и коммунальной техники на природном газе должно составить не менее 50 процентов. Для развития рынка нужно увеличивать автопарк на 15–20 тысяч единиц в год, что можно сделать только повысив её доступность для потребителя. Газпром реализовывает для этой цели специальную программу по переводу собственного транспорта на природный газ.

По словам Алексея Миллера, компания является очень крупным заказчиком: только в 2015 году она закупила 1184 единицы газобаллонной техники, план на 2016 год — 1459 машин.

Есть и программа развития газозаправочной инфраструктуры.

— Только в 2016 году компания завершит сооружение 35 АГНКС и реконструирует четыре станции в 21 регионе России, — отметил Алексей Миллер. — В результате объём потребления газа через сеть АГНКС Газпрома увеличится на 11 процентов — до 480 миллионов кубометров.


Регион в ожидании заправок

Что касается Нижегородской области, то, по словам заместителя губернатора Александра Байера, сейчас компания «Газпром газомоторное топливо» ведёт строительство АГНКС в селе Морозовка Арзамасского района. Станция должна быть введена в эксплуатацию в ближайший год. В проработке — строительство ещё двух заправок.

— Надеемся, что наши партнёры выдержат взятые темпы, и намеченные 9 станций в ближайшие 5 лет будут работать в Нижегородской области — отметил Александр Байер.

Мнения

Вадим СОРОКИН, президент «Группы ГАЗ»:

— «Группа ГАЗ» готова оснастить любой автомобиль из нашей продуктовой линейки газомоторным двигателем: от автобусов до тяжёлых грузовиков. Но необходимо решить вопрос по синхронизации развития дорожной инфраструктуры и увеличения парка автотранспорта на природном газе, в первую очередь, автобусного и коммунального транспорта. Требуется комплексная трёхлетняя программа субсидирования обновления газомоторного автопарка.

Александр МОРОЗОВ, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

— В 2016 году мы планируем завершить основные этапы подготовки производств по оснастке газомоторных двигателей. Также наша промышленность освоила выпуск газобаллонного оборудования четвертого класса. Сейчас на заключительном этапе тестирования находится программа стимулирования спроса на производимое в РФ оборудование для газозаправочных станций.

540

Комментирование данного материала запрещено администрацией.