Контрольная для повара

07:59 — 18.02.2016

Контрольная для повара

Автор фото: Наталья Ермакова

Контрольная для повара

07:59 — 18.02.2016

Накормить ребёнка в школьной столовой полезной едой – дело непростое. Современные дети, привыкшие к фастфуду, плохо едят каши и супы. А если блюда будут ещё и невкусно приготовлены, задача окажется просто невыполнимой. Мы решили узнать, как питаются ученики городских и сельских школ области.

По единому меню

– Сегодня у нас борщ, картофельное пюре с рыбой и напиток из апельсинов, – говорит заместитель генерального директора нижегородского Единого центра муниципального заказа Сергей Власов. – Единое меню для всех обслуживаемых нами 123 школ технологи центра составляют сразу на четыре недели вперёд, с учётом всех рекомендаций по сбалансированности полезных веществ. Все вредные «ешки», консерванты, кетчуп и майонез, разумеется, под запретом.

На раздаточной линии столовой нижегородской школы № 118, куда мы приехали в сопровождении специалистов центра муниципального заказа, стоит контрольный образец второго блюда. Это необходимое требование для всех школьных пищеблоков.

– Взвешивать каждую наполненную тарелку перед подачей нереально, поэтому дети должны наглядно представлять, какого размера должна быть их порция и что должно в неё входить, – поясняет Сергей Власов.

Заметим, 118-я – «визитная карточка» и гордость центра. Это одна из трёх школ города, где для старшеклассников действует система шведского стола. Здесь большой современный пищеблок, позволяющий готовить три вида гарнира и три вида салатов на выбор, а также разнообразную выпечку для буфета. Такие условия дают возможность баловать детей даже изысками типа салата из курицы с ананасами. К сожалению, в большинстве школ таких условий нет.

По правилам, школьное питание должно покрывать 70 процентов суточной потребности в белках, жирах и углеводах.

– Внедрить систему шведского стола там, где тесные и устаревшие пищеблоки (а таких большинство) нереально, – признаётся замдиректора центра.

Лапшевник – в отставку

Мониторинг школьных столовых, проведённый в конце минувшего года региональным отделением Общероссийского народного фронта в ряде районов области, выявил нарушения в хранении продуктов и технологии приготовления. Как констатируют сотрудники Единого центра муниципального заказа, причина чаще всего в пресловутом «человеческом факторе» – работе самих поваров. Поэтому с кухонными работниками ведётся работа по обучению и повышению квалификации. Для этого создан собственный учебный центр.

А чтобы полезная еда не оставалась на тарелках, решили убрать из меню некоторые не пользующиеся популярностью у ребят блюда, например молочный суп с лапшой. А творожный лапшевник заменили на творожную запеканку.

Обед по-сельски

В маленьких сельских школах повар, как правило, – обязательная штатная единица. В Красногорской основной школе Воротынского района, где учится 87 ребят, повар даже сам составляет меню на весь учебный год с полной раскладкой на каждый день. А заверяет его, по словам директора школы Елены Кудрявцевой, главный санитарный врач района. Цены на обеды здесь существенно ниже, чем в областном центре, благодаря собственным овощам, выращенным на школьном огороде. Если в Нижнем Новгороде завтрак стоит 54 рубля, обед – 66, а полдник – 28, то здесь можно пообедать за 30 и за 15 рублей получить полд­ник из горячего второго блюда и компота или чая.

– Молоко, мясо, рыбу, крупы и макароны берём по договору с местными производителями, – рассказывает директор. – Обедают у нас практически все, ведь многие приезжают в школу из других сёл.

В Большемурашкинском районе поставками продуктов в школы занимается логистическая компания, рекомендованная районной администрацией. Все поставщики – из Нижегородской области. Так, в Кишкинской школе все 72 ученика получают горячий обед по цене 45 рублей, завтрак не предусмотрен. В эту цену, по словам школьного повара Марины Пахолиной, заложена и стоимость затрачиваемого при готовке электричества.

– Десятидневное меню здесь составляют ответственный за питание в школе, выбранный из числа учителей, вместе со специалистом районного управления образования. Необходимые расчёты по калориям и питательным веществам делаются по специальному сборнику, где приведены нормативы.

Голодными не остаются

Что думают школьники и их родители о качестве школьного питания? Мы адресовали этот вопрос родителям, детям и педагогам разных школ.

Алевтина Власова, мама пятиклассницы и девятиклассника нижегородской школы № 154:

– Мои дети в школе только завтракают. От обеда мы отказались, поскольку они не остаются на продлёнку. В прошлом году питание им не очень нравилось, жаловались, что невкусно, а в этом хвалят. Конечно, это заслуга новых поваров, которые пришли в столовую в этом году.

Ольга Борисова, психолог Большеокуловской школы Навашинского района:

– Мы все с удовольствием ходим в нашу столовую, повар готовит очень вкусно. Дети практически все получают горячее питание, ведь многие находятся в школе до 17 часов. Меню составляет специалист районного управления образования на 10 дней, все калории и питательные вещества строго подсчитываются, ведь меню заверяет главный санитарный врач района.

Наталья Ермакова, мама второклассницы нижегородской школы № 14:

– Дочка и завтракает, и обедает в школе. В первом классе ещё и на полдник ходила. Ей нравятся определённые блюда – например, очень любит омлет, гороховый и рыбный супы. А вот борщ и рыбу, на второе, не ест. Многое зависит, конечно, от настроения ребёнка – иногда ест лучше, иногда хуже, но голодной из школы никогда не возвращается. Конечно, в том, что дети больше любят жареную, а не полезную тушёную пищу, виноваты мы, родители. Из-за нехватки времени готовим на скорую руку, и дети привыкают к макаронам с сосисками. А ещё меня, как маму, очень тревожит, что перемены для завтраков и обедов слишком короткие, ребёнок не успевает нормально поесть.

Маша Палагицкая, ученица 11Б класса нижегородской школы № 118:

– Нам повезло, что у нас в школе шведский стол. Например, я ем по настроению – в один день мне хочется только два салата плюс компот, а в другой могу и суп со вторым съесть.

Глотать не жуя

Впрочем, даже самый вкусный обед школьники зачастую не успевают съесть за короткую перемену. И это, пожалуй, один из самых больших минусов школьного питания. Ведь за 10–20 минут ребёнок должен собрать свои тетради и учебники, дойти до столовой, помыть руки, выстоять очередь к раздатку… На приём пищи остаются считаные минуты. Поэтому дети её либо глотают, не жуя, либо дожёвывают на ходу. Между тем, еда на бегу, неполноценное пережёвывание ведёт к болезням желудка. Надо ли удивляться, что к окончанию школы здоровых детей остаётся очень мало.

Кстати, в эталонной по питанию школе № 118 на обед выделяют 30 минут, что, впрочем, всё равно втрое меньше, чем в школах Европы.


Теги: Дети, Школа

701

Комментирование данного материала запрещено администрацией.