Танец битвы

08:00 — 11.02.2016

Чемпион Европы и мира по капоэйре градуадо Maugli Андрей Ворончихин (Москва) – воспитанник куратора нижегородской Abada-capoeira, градуадо Urso Branco – Алексея Пигарева (Москва).

Чемпион Европы и мира по капоэйре градуадо Maugli Андрей Ворончихин (Москва) – воспитанник куратора нижегородской Abada-capoeira, градуадо Urso Branco – Алексея Пигарева (Москва).

Автор фото: Фото из архива Сергея Никитина.

Танец битвы

08:00 — 11.02.2016

Капоэйра — магическое слово и удивительное единоборство, завораживающее зрителя. Чтобы объяснить, что это такое, недостаточно двух слов. Можно сказать: афро-бразильское боевое искусство. Но это не передаёт всей многогранности капоэйры, которая с каждым годом приобретает всё больше последователей на всех континентах.

Капоэйра — афро-бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца и акробатики, сопровождающееся национальной бразильской музыкой. В ноябре 2014 года получила статус культурного наследия ЮНЕСКО.

Сын привёл отца

История капоэйры насчитывает более пяти веков — с момента высадки португальцев на берегах современной Бразилии и становления работорговли на колонизованных территориях. Именно португальцы начали возить рабов из Африки. Сотни, а потом и тысячи африканцев прибывали, неся с собой самобытную культуру, передававшуюся от отца к сыну. Капоэйра — лишь небольшая часть этого огромного наследия. Для африканских рабов она олицетворяла собой путь к свободе.

Приходят в капоэйру по-разному. Бразильцы начинают учиться ей с семи-, восьмилетнего возраста. На постсоветском пространстве капоэйра стала популярной после выхода фильма с Марком Дакаскосом «Только сильнейшие».

А вот руководитель одной из нижегородских школ капоэйры Сергей Никитин пришёл к ней совсем другим путём.

— Впервые я столкнулся с капоэйрой благодаря своему старшему сыну, — рассказывает Сергей. — В 2004 году в Донецке он набрал небольшую группу ребят, учился сам и тренировал их. Я иногда приходил в зал, чтобы позаниматься тем, что я тогда воспринимал как экзотическую гимнастику. А летом 2005-го мы вместе поехали в Крым, в спортивный лагерь, в который съехались капоэйристы из разных уголков России и Украины. Там я по-настоящему открыл для себя капоэйру.

— Чем же привлёк вас этот экзотический вид борьбы?

— Меня заворожило сочетание борьбы и игры. Когда два человека выходят в роду (рода — игра в кругу. — Авт.), состязаются друг с другом, ты видишь, насколько это опасно, и при этом всё выглядит как лёгкая, непринуждённая игра.

— Какие качества должны быть присущи тому, кто занимается этим искусством?

— Собранность и внимательность. Нужно быть здесь и сейчас. Когда старшие играют на полной скорости и сила ударов достигает максимума, утрата контроля чревата серьёзными последствиями. Зрители, которые видят такое владение своим телом, думают, что это постановка. На самом деле это как раз живая игра.

Бой насмерть или игра

— Что отличает капоэйру от других видов единоборств и что в ней главное?

— Боевой аспект капоэйры совсем не похож на традиционные и восточные виды боевых искусств. Здесь нет жёстких стоек, блоков и чётко запланированных движений. Капоэйра — это постоянное перемещение, уходы, резкие выпады. Капоэйрист двигается всегда очень близко к земле, хорошо защищён руками, способен на непредсказуемый удар из самого низкого и неожиданного положения. 90 процентов ударов наносится ногами.

— Почему капоэйра неразрывно связана с музыкой?

— Музыка помогает гармонизировать тело и разум капоэйриста, заставляя его поддерживать необходимый темп и характер игры. Если песня весёлая и задорная, то игра быстрая и динамичная, ритм беримбау и песня протяжные и тягучие — движения играющих становятся плавными и перетекающими. Двигаясь в соответствии с ритмом, игрок предотвращает проникновение в искусство откровенной агрессии. Нужно сохранять равновесие между эстетическими и атлетическими, артистическими и боевыми аспектами одновременно. Музыка нужна для того, чтобы вдохновить и подзадорить игроков или, наоборот, успокоить их пыл, когда игра становится слишком горячей.

Беримбау учит

— Кстати, откуда вы берёте эти экзотические инструменты и как учитесь на них играть?

— Для начала замечу, что музыка должна быть только живой. Оркестр капоэйристской роды складывается из основных инструментов: беримбау, атабаку и пандейру. Их мы привозим из Бразилии, а обучение пению и игре входит в общую систему занятий.

— Что за романтические легенды существуют о беримбау?

— В старые времена на торце инструмента укреплялось обоюдоострое лезвие, делая беримбау опасным оружием. В момент истины оно могло из музыкального инструмента превратиться в вариант боевой косы. Так в инструменте, как и в самой игре капоэйры, сочетались два полюса: музыка и смерть, танец и схватка, красота и жестокость. В некоторых районах Африки на беримбау запрещалось играть молодёжи. Считалось, что его звук может увести душу ребёнка в страну, откуда нет возврата. На Кубе этот инструмент используется для общения с духами мёртвых прародителей. Беримбау создаёт настрой, устанавливает ритм и характер игры. Как говорят старые мастера, «беримбау учит».

Капоэйра словно дорогой древний меч. Теперь этот меч — великая ценность и реликвия. Но в случае необходимости им и сегодня, как в старые времена, можно нанести сокрушительный удар.

— Сколько лет надо изучать мастерство, для того чтобы получить право основать свою школу?

— Преподавать имеют право капоэйристы с уровнем градуадо, для достижения которого может понадобиться семь-восемь лет. Многие не доходят до этого порога.

— Градуадо — ещё одно загадочное слово…

— Совет из бразильских мастеров на аттестационных семинарах оценивает уровень капоэйриста и принимает решение о присвоении ему градации. Я получил это звание через девять лет после начала занятий. В России градуадо можно перечислить по пальцам: их не более 40 человек на всю страну.

— Какие задачи стоят перед вами сегодня?

— За пять лет существования школы мы подошли к возможности участвовать в чемпионатах России по капоэйре. Там выступают только старшие ученики, достигшие необходимого технического уровня. Те, кто занимается меньше трёх лет, не допускаются: могут быть серьёзные травмы.


Сергей Никитин иногда сам играет на беримбау на тренировке.


Abada-capoeira на сегодняшний день является самой многочисленной и распространённой ассоциацией капоэйры в мире (более 700 000 учеников в 52 странах). Такая масштабность ассоциации позволяет регулярно проводить в разных городах России учебные, аттестационные (batizado) семинары, чемпионаты (jogos) c бразильскими мастерами капойэры.

Теги: Культура

1761

Комментирование данного материала запрещено администрацией.