Музыкальный обелиск

07:59 — 04.02.2016

Официальный постер спектакля «Анна-Марина»

Официальный постер спектакля «Анна-Марина»

Музыкальный обелиск

07:59 — 04.02.2016

Анна Ахматова и Марина Цветаева – их стихи десятилетиями завораживают миллионы читателей. А теперь появилась и опера, посвящённая этим удивительным женщинам, – «Анна-Марина». И вновь на непростой музыкальный эксперимент – на первую постановку этого спектакля – отважился Нижегородский театр оперы и балета.

Подсказка

Чёрно-красная гамма декораций, бегущие по небу облака, одинокая мятущаяся женская фигура на сцене. Под великолепную музыку говорит сама душа. Хрестоматийные строки переплетены здесь с фрагментами дневников и писем. Музыку и либретто к двум монооперам, слившимся в спектакле в единое целое, написал заслуженный деятель искусств профессор Леонид Клиничев.

– Идею этой оперы мне подсказали, – признаётся Леонид Павлович. – Я был в Мариинском театре, общался с Ларисой Гергиевой, и она вдруг спросила: «А вы не задумывались над созданием монооперы про Ахматову или Цветаеву?» Сама идея была настолько для меня неожиданной, что я сразу заинтересовался. И действительно, обе эти женщины прожили очень непростую жизнь, которую интересно переосмыслить в музыке. Даже странно, что до сих пор никто не создал про них подобное произведение.

Любовь и одиночество, печаль и радость, надежда и отчаяние сменяют друг друга, вызывая глубокое сочувствие к героиням.

– А почему сразу про обеих?

– Потому что так уж переплелось: при имени одной сразу всплывает в памяти имя второй. Они стали классиками литературы, достигли в своих произведениях уровня великих поэтов России. Именно поэтов. Поэтесса – неправильное слово, оно даже звучит неправильно, особенно с точки зрения музыканта.

Элитарно, но демократично

– Что нового вы открыли для себя в их творчестве?

– Каждый раз открывая книгу, я нахожу что-то новое, обнаруживаю второй, третий смыслы в их строчках. И меня это увлекает с каждым разом всё больше и больше. У обеих потрясающе сокровенные и глубокие мысли. Только Ахматова нежнее, а у Цветаевой… Просто необъятный масштаб произведений – от её стихов невозможно оторваться!

– В процессе работы что из их произведений вы перечитывали?

– Я поднял всё, что было с ними связано – письма, прозу, высказывания современников, малоизвестные документы. Ведь есть вещи, которые нельзя публиковать до сих пор. Что касается писем Цветаевой к возлюбленному, её дочь разрешила напечатать только два из них. Одно я и взял для оперы.

– Как при создании музыки сохранить в ней темп и ритм стихов поэта?

– Это непросто, да и слушатель должен быть подготовлен. Иначе и быть не может: опера – элитарное искусство, очень много нюансов должно сойтись в итоге.

– На кого рассчитана ваша опера – на любителей поэзии, оперы или людей, сочетающих эти интересы?

– Думаю, любителям поэзии должно быть интересно, что же автор музыки с их любимыми стихами сотворил. Я рассчитываю на интерес самых разных зрителей – сегодня опера должна быть демократична. Только тогда она сможет стать популярной, какой была в позапрошлом веке. Тогда писалось очень много опер, они и сегодня составляют основной репертуар всех театров. В прошлом веке также писали много, но большинство произведений быстро ушло со сцены, остались единицы. И сегодня композиторы мечтают вернуть опере былую популярность.

Час и судьба

– Нижний Новгород – первый город, в котором поставили вашу оперу. Насколько удалось воплотить замысел?

– Меня всё устраивает. Я по-настоящему доволен работой режиссёра Андрея Сергеева – мы сотрудничаем впервые. У вас прекрасные солисты – не каждый может выдержать целый час непрерывного пения. И я благодарен Аиде Ипполитовой и Екатерине Ефремовой – исполнителям партии Анны Ахматовой, и Нине Товстоног и Надежде Масловой, создавшим образ Марины Цветаевой.

Действительно, каждая из них за час на сцене проживает жизнь своей героини, позволяя увидеть непростую, наполненную взлётами и падениями женскую судьбу. Вот в последний раз мелькает маленькая лампочка в неуютной комнате Цветаевой… Тьма… Финал жизни. Финал спектакля, который для кого–то станет началом или продолжением знакомства с творчеством этих удивительных женщин – Анны и Марины.

Теги: Культура, Искусство

1392

Комментирование данного материала запрещено администрацией.