Лирика для физика

07:59 — 04.02.2016

Лирика для физика

Автор фото: Наталья Ермакова

Лирика для физика

07:59 — 04.02.2016

Нужны ли будущим инженерам, физикам, исследователям в сфере технических наук литература и искусство? Вдвойне, считает заслуженный учитель Российской Федерации Наталия Борисовна Жималова. Её педагогический стаж – более 40 лет. Последние 25 лет она преподаёт русский язык и литературу в лицее № 38 с углублённым изучением физики и математики.

Дорасти до толстого

– Наталья Борисовна, почему именно лицей, а не гимназия, где литература и русский язык в приоритете?

– Технарям особенно необходимы литература и искусство, ведь именно они дают заряд духовного интеллекта, способствуют духовному развитию. Да, наши дети читают журналы технического профиля, интересуются открытиями в техническом мире, но воображение многих, к сожалению, не развито. А ведь именно воображение является двигателем прогресса, оно просто необходимо в научной работе. Нынешнее поколение – представители мозаично-клиповой культуры. Это значит, что им всегда нужен темп, и на чтение художественной литературы у них нет времени. И к книге они относятся не как к предмету искусства, а как к источнику информации прикладного характера. Чтобы привить вкус к чтению, задаю произведения «малой формы» – новеллы Бабеля, рассказы Леонида Андреева, Татьяны Толстой, Людмилы Петрушевской, О’Генри. Их они читают с интересом. А до Толстого надо ещё дорасти, дотянуться.

– Считается, что технари более сухие и холодные люди, чем гуманитарии…

– Это не так. Внешне не выражая своих эмоций, они видят боль в глазах, умеют сочувствовать, сострадать. Ведь наши дети, в отличие от многих, прошли в своей семье «школу любви». И в лицей их привели в старших классах именно любящие родители или бабушки, дедушки. А с каким восторгом они участвуют в наших спектаклях, надолго вживаясь в образ Пастернака или Гумилёва!

Дорога к разуму лежит через врата чувств.

Воспитание чувств

– А чем отличаются ваши нынешние ученики от поколения школьников двадцати-тридцатилетней давности?

– Сейчас все дети имеют элемент позднего взросления, они дольше ребячливы и инфантильны. Но это с возрастом проходит. Покинув лицей, они скучают по нему, приходят ко мне и рассказывают, как им дороги и его коридоры, и его дух. И такой разговор длится через века: ведь лицей – это Пушкин, это культура, это няня. А «няня» – это мы, учителя…

А ещё современные дети более одарённые, чем поколение их родителей. Они хорошо ориентируются в мире, социально адаптированы, с ними интересно говорить о жизни, на социально-политические темы. В мире техники они чувствуют себя как рыба в воде, в этом им нет равных. Но их ум и способности ещё надо «очеловечить». И я часто вспоминаю в этой связи слова Шварца, который сказал, что скульптор сделал статую и радуется тому, что она похожа на живую. А попробуй-ка из живого сделать ещё более живое!

– Как же учителю литературы с этим справиться?

– Беда современной школы в явном главенстве знаний над чувствами. А эмоционального и рационально-чувственного начала нет. Можно научить ребёнка умно мыслить и красиво говорить. Сложнее научить чувствовать. А тот, кто бездарно чувствует, опасен для общества. Поэтому именно воспитание чувств – главная задача школы. И не мастерство учителя ценно в первую очередь – оно обязательно появится с опытом. А любовь к детям, к делу, которому мы служим, не считаясь ни с чем.

Окунуть в море любви

– А современные учителя любят детей? Сейчас многие обсуждают трейлер нового фильма «Училка», в котором учительница с сорокалетним стажем говорит, что ненавидит своих учеников…

– Без любви к ребёнку, к профессии в школе работать нельзя. Читаю записи в дневнике внука-второклассника: «бегал на перемене», «громко смеялся». Но дети ведут себя адекватно своему возрасту и своему времени, и надо воспринимать их такими, какие они есть. Переделать насильно ребёнка нельзя, можно только создать ему среду дружеского общения, где бы он мог себя реализовать, поверил бы в себя. Особенно это важно для ребят из неблагополучных семей. Как сказал Захар Прилепин в одном из своих эссе, «чтобы жить человеком, быть человеком, любить человеком», в школе должно быть целое море любви.

Теги: Дети, Школа

786

Комментирование данного материала запрещено администрацией.