Путь в кино по «Южному шоссе»

07:59 — 28.01.2016

Путь в кино по «Южному шоссе»

Автор фото: Фото из архива Александра Маслова.

Путь в кино по «Южному шоссе»

07:59 — 28.01.2016

Нечасто отечественные мультфильмы закупают для проката другие страны. В середине февраля тысячи зрителей в России и Китае увидят премьеру отечественной мультипликации — «Крякнутые каникулы». Один из авторов музыки — молодой нижегородский композитор Александр МАСЛОВ. Перед премьерой он рассказал «НП» о своём пути к этому проекту.

Виртуальная улыбка

— Осознание того, что я хочу заниматься музыкой и зарабатывать этим на жизнь, пришло достаточно поздно, — с улыбкой признаётся Александр. — Всё началось с моего увлечения гитарой в 15 лет. После окончания школы я поступил в технический университет на специальность «радиотехника», и мой сокурсник Сергей Соловьёв привел меня в группу «Южное Шоссе» с её до сих пор бессменным лидером, нижегородским журналистом Александром Пичугиным. Тогда же начал заниматься музыкальным самообразованием: овладел нотной грамотой, теоретическими дисциплинами, с гармонией знаком неплохо, в том числе и джазовой. Потом заинтересовался симфоническим оркестром. Понял, что хочу двигаться в сторону киномузыки. Меня вдохновляла красота и стройность классических партитур, безумно захотелось прикоснуться к этим знаниям и научиться делать нечто подобное.

— А когда вы впервые написали оригинальное музыкальное произведение?

— Наброски я начал делать, как только взял в руки гитару. А первые осознанные произведения написал после 20 лет. Если послушать их сейчас, они вызовут улыбку — это были композиции, сделанные на компьютере с помощью виртуальных синтезаторов.

— Что сложнее: тема или её аранжировка? И насколько в процессе создания произведения участвует компьютер?

— Яркая и запоминающаяся тема требует большого внимания. Когда она написана, композитор применяет различные методы её развития. Этот процесс очень индивидуален. Я не разделяю сочинение музыки и её оркестровку, они взаимосвязаны. Компьютер — основной инструмент композитора в наши дни, но это не означает, что он будет писать за вас. Это всего лишь удобный инструмент.

— Во все века у композиторов были и другие профессии — для возможности творить, не задумываясь о хлебе насущном…

— И мне не удалось избежать этой участи. После окончания вуза работал по специальности — инженером в различных институтах и частных компаниях, программистом. Приходилось совмещать процесс самообразования с работой. А заниматься исключительно композиторской деятельностью я начал с 2013 года.

Музыкальный ангел-хранитель

— На вашем сайте — музыка к компьютерным играм. В чём особенности такой работы и что в ней самое интересное?

— Особенность в том, что существуют игры и ситуации, где музыка становится интерактивной, подстраивается под игровые события. Это достигается использованием различных одновременно звучащих музыкальных дорожек и их комбинацией. Также часто требуется зацикленная структура трека.

— А как вы стали писать музыку к фильмам и мультфильмам?

— Мне нравится киномузыка, нравится процесс создания атмосферы для кино с помощью музыкального сопровождения. Это похоже на волшебство. Я шёл к этому не один год и продолжаю свой путь.

— Какой же фильм стал для вас первой киноработой? И что за проект «Война полов», музыка к которому на самом верху вашей официальной страницы?

— Это сериал «В час беды». До этого я полностью был занят в сфере компьютерных игр — создал около 20 проектов. В сериал в качестве композитора меня рекомендовал Дмитрий Носков. Можно сказать, что он — мой ангел-хранитель в мире киномузыки, за что ему отдельное спасибо! Я считаю его самым сильным кинокомпозитором России сегодня. Потом он пригласил меня принять участие в качестве композитора добавленной музыки к романтической комедии режиссёра Кирилла Кузина «Война полов». Работа была интересной, и её можно считать началом нашего творческого тандема. А в 2015 году мы приступили к мультфильму «Крякнутые каникулы».

Кряквы летели пять лет

— Расскажите про работу над этим проектом. Даже по фото видно, что это смешной, добрый и красивый мультфильм про путешествия уток.

— Это проект-долгострой, как и вся анимация: долго рисуется, долго пишется. Работа шла пять лет. Дмитрий пригласил меня в сентябре 2015-го, мы получили предварительный монтаж и приступили к работе над музыкальным сопровождением. У нас с ним общее видение киномузыки: мы считаем, что каждый значимый персонаж должен иметь свои характерные музыкальные темы, хотя бы несколько тактов. Запись музыки проводилась на студии киноконцерна «Мосфильм» в декабре. Было записано примерно 65 минут оригинальной музыки в исполнении оркестра из 68 человек. Дирижировал Константин Хватынец. Также в записи принял участие и джазовый оркестр «Круглый Бенд» под управлением Алексея Круглова.

— Что вспоминается как самое сложное?

— Соблюдение сроков — работы было очень много. Сначала мы делали наброски на компьютере, озвучивали сцены с помощью виртуального оркестра. После окончательного утверждения всё это отдавалось оркестровщику проекта, который всё оформлял в виде партитуры для симфонического оркестра. Музыка к мультфильму — многоступенчатый процесс, каждый этап которого требует немалых усилий.

В мультфильме будет звучать песня Владимира Преснякова, написанная специально для этого проекта. Он же озвучивает одного из персонажей.

— Один из режиссёров мультфильмов рассказывал, что лучший композитор для него — Геннадий Гладков: «Вот на девятой секунде у меня лягушка прыгает, мне там акцентик музыкальный нужен, потом она квакает, а на 11-й секунде уплывает. Всё это он делает мне музыкой»…

— Синхронизация даже более мелкая — покадровая. Это отличительная особенность киномузыки, особенно к мультфильмам или комедиям. В «Крякнутых каникулах» используется именно такой подход. Для сериалов больше важна главная музыкальная тема, ведь она будет звучать в каждой новой серии, поэтому ей уделяется особое внимание. В озвучивании же самих серий возможно применять повторы музыкальных идей, особенно если фильм с большим количеством серий.

— «Каникулы» на выходе. Что дальше?

— Я сочиняю музыку для компьютерной игры. А потом будет дальнейшее погружение в киномузыку, пока ведутся переговоры.


«Годы в «Южном шоссе» дали мне бесценный опыт», – говорит Александр.





В мультфильме ведьма Марго хочет погубить Солнце, в борьбу с ней вступают сын императора уток-мандаринок Ник и дочь командира русских крякв Ариша.

1479

Комментирование данного материала запрещено администрацией.