08:00 — 26.01.2016

Автор фото: Юрий Правдин, коллаж Сергея Курдаева

08:00 — 26.01.2016

Увидеть скрытые глубоко под землёй залежи полезных ископаемых можно… на снимках из космоса. Такую методику разработали нижегородские геологи.

Есть интерес. За рубежами

Она была протестирована при поиске углеводородного сырья в России (Самарская и Нижегородская области, Удмуртская Республика), золота (Алтай), а также медных руд (Республика Башкортостан), но на родине широкого применения она не получила. Заинтересованные, казалось бы, структуры, их начальники, говорят: «Нам это неинтересно». Хотя нижегородцы представляли свою разработку разным отечественным организациям, занимающимся добычей полезных ископаемых и получили немало положительных отзывов.

Сам автор, геолог Андрей Дурандин, использовал методику в работах на шельфе Уругвая, в Персидском заливе, в Африке. Три года искал и находил золотые месторождения в Индонезии. В золотодобычу там активно вкладываются американцы, французы, немцы…

Сейчас, применяя методику Дурандина к снимкам НАСА, американцы открывают новые небольшие нефтяные месторождения в Техасе. Можно сказать, улыбнулся Андрей Витальевич, в какой-то мере к нефтяному буму в США приложили руку нижегородцы.

Эффект микрокольца

– Отправной точкой стали исследования российских геофизиков 90-х годов прошлого века, – рассказывает Андрей Дурандин.

– Изучая данные, полученные со спутников, учёные заметили, что на снимках присутствуют микрокольцевые структуры, отражающие глубинное строение Земли. Несколько лет этим вопросом занимался институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта Российской академии наук. Его сотрудники, исследуя атмосферу, переход к поверхности Земли и верхнюю часть литосферы также «набрели» на этот эффект. С помощью этого способа они изучали рельеф Антарктиды, скрытый под многокилометровой толщей льда. Но применять открытие в геологоразведке они не рискнули. Учёным-физикам такое сугубо практическое использование их открытия неинтересно.

Какой же эффект они обнаружили? Любое излучение, движущееся в Земле, не глохнет. Оно возбуждает колебания другого, электромагнитного диапазона. Ядро планеты – это раскалённая бурлящая масса, постоянно пульсирующая, посылающая вовне мощные звуковые импульсы. А упругие колебания при движении возбуждают низкочастотные электромагнитные сигналы. Они доходят до поверхности планеты и модулируют, преобразуют падающий на неё солнечный свет.

Всё что встречено по пути

Процесс, уточнил Андрей Дурандин, напоминает наше обычное радио. Радио – это наложение низкочастотного сигнала, то есть речи, на высокочастотный. Схожая ситуация и здесь, только частота несколько шире. Проходя же сквозь земную кору, идущие от ядра сигналы встречают на своём пути всё, что там находится, в том числе нефть, газ, минералы… И «записывают» информацию об объектах.

Аэрофото- и космоснимки с их микрокольцевыми структурами несут эту чрезвычайно полезную геологам информацию. Конечно, просто так её не рассмотреть, понадобилось написать специальную компьютерную программу для обработки фотографий. В этом геологам помогли физики из Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского.

Результаты исследований дают возможность разрабатывать конкретные рекомендации инженерно-геологического плана для локальных территорий земной поверхности, в том числе для отдельных сооружений, небольших водоёмов, участков дорожной сети. Можно проводить изучение глубины залегания разнородных пластов пород, мощности и состава рыхлых осадочных толщ, положение основных литологических разделов на глубине до 10 км.

И до человека доберёмся

Разработка применима в различных областях человеческой деятельности, связанных с недрами. Это региональная геология и металлогения, структурное и палеогеологическое картирование, поисковые, поисково-оценочные геологоразведочные работы, инженерно-геологические изыскания.

Она будет полезна в прогнозировании чрезвычайных ситуаций, связанных с сейсмической и неотектонической активностью, карстовыми явлениями. К тому же позволяет определять присутствие практически любых объектов (включая затонувшие корабли или археологические памятники), размеры которых больше длины анализируемой волны.

Разработку геологов можно использовать не только применительно к земным недрам. Ведь явление, наблюдаемое на границе «Земля-атмосфера», есть и в других объектах.