Нетипичный каскадёр

08:00 — 21.01.2016

Битва в болоте – одна из самых эффектных сцен фильма «Стрелы Робин Гуда»

Битва в болоте – одна из самых эффектных сцен фильма «Стрелы Робин Гуда»

Автор фото: Фото из архива Николая Ващилина

Нетипичный каскадёр

08:00 — 21.01.2016

Большинство трюков, что выполняют сегодня в кино, собрал и систематизировал ещё в конце семидесятых годов прошлого века каскадёр Николай Ващилин — наставник многих известных каскадёров страны. Так или иначе с ним связана практически вся история нашего трюкового кино. Сотни актёров обязаны ему эффектностью своих сражений в кадре, а его самого можно увидеть во множестве фильмов.

К «Королю Лиру» — из космоса

Вот он под палящим солнцем на цистерне в «Белом солнце пустыни». Вот несётся во весь опор и падает с коня за Портоса. Бьётся с мушкетёрами в форме гвардейца кардинала. Пиратствует в «Острове сокровищ». Поскальзывается у Рейхенбахского водопада в схватке с профессором Мориарти. Это из-под его ног вышибают скамью в сцене повешения декабристов в «Звезде пленительного счастья»…

— А ведь в детстве я хотел стать писателем, — признаётся он. — И стал — в 70 лет! Хотел высасывать истории из пальца, а в итоге пишу про прожитую жизнь.

— Так почему же тогда пошли учиться на инженера-электромеханика по приборам космической медицины и стали каскадёром?

— Тогда все мальчишки мечтали о космосе. 1961 год — Гагарин. Но приборы — не моё. На съёмках «Короля Лира» про профессию каскадёра мне рассказал великий режиссёр Григорий Козинцев. Вот я и пошёл в ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. — Авт.). Хотел учиться у него на режиссёра. А он только высшие курсы набирал. Но этюд мой про Андрея Рублёва принял, похвалил: «Иди, говорит, поучись где-нибудь, ума наберись и приходи». Но пока я учился, он умер, и я пошёл… в очную аспирантуру института физкультуры и спорта — возрождать курс «Фабрики эксцентрического актёра», биомеханику Мейерхольда и трюковую подготовку актёра. Точка отсчёта меня как каскадёра — 1973 год. Я ставил трюки в фильмах Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» и «Красные колокола». А Андрей Кончаловский увидел меня и пригласил в свой «Романс о влюблённых».

— Стало быть, это вы там головой стекло в электричке разбиваете. Зато потом… Многие бы всё отдали ради возможности в «Острове сокровищ» на «Испаньоле» с Джоном Сильвером покататься.

— Конечно, в костюмных фильмах работать интереснее. Я считал, что это такой луна-парк, только деньги за развлечение плачу не я, а мне. Бешеные деньги. Когда дома рассказывал о съёмках, у тёщи, жены и друзей скрипели зубы — развлекается, а ему ещё деньжищи платят. Только не всё так просто.

Риск — дело послушных

— А каковы шансы при выполнении трюков остаться целым и невредимым?

— Страсть к риску и стиль жизни «Мистера Икс» меня никогда не притягивали. Главное в нашей профессии как раз обеспечить безопасность, просчитать всё, чтобы все на площадке остались целы и невредимы. Если честно, я не типичный каскадёр. Занимался этим для познания профессии кинорежиссёра и быстро перешёл на постановку трюков и преподавательскую деятельность. Учил студентов падать, драться, фехтовать, скакать на лошади, гореть, тонуть.

— Какие фильмы стали знаковыми и интересными для вас лично?

— В «Стрелах Робин Гуда» я делал лучшие свои трюки — падения с лошадей, прыжок в седло с крепостной стены, бой на мечах с Борисом Хмельницким в болоте. Настоящие трюки были в «Сибириаде», «Легенде о Тиле Уленшпигеле», «Красных колоколах», «Блокаде», «Они сражались за Родину»… Я могу продолжать. И хочу сказать, что это истинное счастье было работать с такими режиссёрами, как Козинцев, Грицюс, Векслер, Шукшин, Бондарчук, Полока, Масленников, Мастроянни… Они трюки воспринимали всерьёз. Смелые, честные, благодарные, рисковые — они были на съёмках послушны, как дети! Картинки того времени — Ливанов висит над пропастью, Виталик Соломин — на двадцатиметровой сосне. Никита Михалков — в огне, Марчелло Мастроянни мчится по полю на телеге и танцует! Я за него танцую!

Умереть по воле режиссёра

— А кто ваш кумир в профессии?

— Ронни Ронделл-младший. Я на него молился. Это он снимался горящим для оформления обложки диска «Жаль, что тебя здесь нет» моей любимой группы «Пинк Флойд». Много позже мы встретились с ним в холле гостиницы «Аэрофлот» в Москве. Я тогда работал в студии Никиты Михалкова его первым заместителем и планировал деятельность многочисленных подразделений. Пришёл заказ из Америки на услуги при съёмках в Москве фильма режиссёра Филиппа Нойса «Святой» с Вэлом Килмером в главной роли. Там снималось много американских и английских каскадёров, координатором которых был Ронделл. Так мы и встретились.

— Сегодня, в эру цифровых технологий и спецэффектов насколько возможно, чтобы компьютеры вытеснили каскадёров?

— Технологии технологиями, это здорово. Они помогают каскадёру не биться головой и не лететь в пропасть, но заменить человека полностью они не смогут, я уверен!

— Карьера каскадёра не так уж продолжительна. Чем вы заняты сегодня?

— Это я придумал проект церемонии с парусником на Неве на 300-летие Петербурга, который превратился в ставшие знаменитыми «Алые паруса». Но главное — книги. Может, их будут читать и перечитывать, чтобы понять, что и как тогда было. Мои «Истории СССР» издали в России и в Канаде, а книгу об актёрах, каскадёрах и кино «Мы умирали по воле режиссёров» можно найти в свободном доступе в интернете. Там же и рассказы. Это в продолжение темы сбывшейся мечты.


Досье «НП»

Николай Николаевич Ващилин. Член Союза кинематографистов России, российского Союза писателей, мастер спорта и неоднократный вице-чемпион СССР по борьбе самбо, каскадёр и постановщик трюков в полусотне фильмов. Доцент, инженер, кандидат педагогических наук, руководитель курса трюковой подготовки актёра ЛГИТМиК с 1974 по 1984 год.

Теги: Культура

1639

Комментарии (1):

14:25 — 21.01.16, vaschilinnik

Привет, друзья! Всё о моих книгах можно узнать на сайте ПРОЗА.РУ http://www.proza.ru/avtor/7djek8pot а про работу в кино на сайте каскадёров России http://stunt-info.ru/person/VaschilinNikolay

Отредактировано пользователем

Комментирование данного материала запрещено администрацией.