Права «на колёсах»

06:00 — 14.01.2016

У инспекторов к автомобилистам свои претензии: за новогодне-рождественские каникулы в регионе выявили 542 нетрезвых водителя. Из них 50 сели пьяными за руль повторно.

У инспекторов к автомобилистам свои претензии: за новогодне-рождественские каникулы в регионе выявили 542 нетрезвых водителя. Из них 50 сели пьяными за руль повторно.

Автор фото: Николай Бравилов

Права «на колёсах»

06:00 — 14.01.2016

«Меня остановили у станции метро „Пролетарская“. Почему? Да не знаю, я не спрашивал. Кто остановил? Да не спросил я, а инспектора что-то не представились. В итоге подписал два протокола. Там что-то неразборчиво было написано. Копии? Да нет их у меня. Почему-то не дали. А потом раз — административный арест». Слушаем версию событий обратившегося к нам читателя и удивляемся: ну хоть немножко о правах-то своих знать надо!

Только на посту

Претензии к сотрудникам ГИБДД — одна из самых распространённых историй, с которыми приходят к нам читатели. И нередко понимаешь: что неприятностей можно было избежать, веди себя водители со знанием дела.

Прежде всего, если инспектор остановил на дороге, автомобилист имеет право поинтересоваться, в чём дело. Просто есть приказ Министерства внутренних дел России № 185, а в нём — пункт 63, где чёрным по белому: проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на машину и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров — только на стационарных постах ДПС. За их пределами инспектора могут остановить, если проводится операция, если есть признаки нарушения Правил дорожного движения либо имеются данные (ориентировки, информация от граждан) о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению, а также — что машину используют в противоправных целях или она в розыске. Инспектор имеет право остановить для опроса об обстоятельствах ДТП, правонарушения, а также если нужны понятые или требуется помощь другим участникам дорожного движения. Ещё закон даёт сотрудникам право использовать автомобили участников дорожного движения, чтобы проехать к месту стихийного бедствия, преследовать преступников, доставить пострадавших в больницу. Добавим, что при этом «управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем».

Сидя в машине

Далее цитируем приказ. Пункт 20: «При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения», а «по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук».

Случаи, когда инспектор может предложить выйти из машины, — в пункте 70 того же приказа МВД: если нужно устранить неисправность машины или нарушение правил перевозки грузов, если у водителя есть признаки опьянения или болезненного состояния. Попросят выйти из машины для проведения личного досмотра, осмотра машины, груза, а также если нужно сверить номера агрегатов, узлов или если поведение водителя создаёт угрозу безопасности сотрудника (мы не раз писали о ситуациях, когда водители неожиданно нажимали на газ, сбивая инспекторов). Занять место в патрульной машине или пройти в служебное помещение полицейский имеет право предложить, только если необходимо участие водителя в оформлении документов. «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения», — ещё одна выдержка из приказа. Но при этом такое же право есть у инспекторов.
Выходить из машины водителю необязательно, но инспектор имеет право предложить это сделать в ряде случаев.

Без «договора»

Заполнять бланки сотрудникам предписано разборчиво, а исправления, дополнения оговаривать и заверять своей подписью. Если водитель с чем-то не согласен, может потребовать доказательства нарушения правил и со своей стороны предоставить запись видеорегистратора, привлечь свидетелей. К слову, если автомобилист передаёт сотруднику карту памяти видеорегистратора, запись об этом должна быть сделана в протоколе. О несогласии с выводами инспектора водитель имеет право написать в протоколе, изложив свою версию. Тогда решение будет принимать вышестоящий орган или суд.
Чего не нужно делать, так это предлагать инспектору «договориться». Приговоры автомобилистам, совершившим такую ошибку, суды выносят регулярно. В Гагине, например, 22-летний водитель попал на скамью подсудимых за то, что предложил инспектору 2000 рублей, дабы тот «не заметил» выхода на встречную полосу. Это закончилось для автомобилиста судимостью и штрафом в 60 тысяч.

Теги: Общество

1683

Комментирование данного материала запрещено администрацией.