Президент сказал

07:59 — 10.12.2015

Президент сказал

Автор фото: Фото с www.kremlin.ru.

Президент сказал

07:59 — 10.12.2015

Послание президента Федеральному собранию — это всегда ожидаемое событие. Потому что обязательно прозвучат ключевые, стратегически важные посылы, концептуально определяющие развитие страны в ближайший год: как строить отношения с иностранными партнёрами (ну, теперь и с недругами), что делать с экономикой и как управлять социальной политикой.

Все эти темы особенно принципиальны сегодня, когда так важно обрести стабильный курс снаружи и внутри страны.

Наши эксперты поделились тем, что для них оказалось главным в Послании и на что они обратили особое внимание.

В чужие игры — не играть!

Евгений Семёнов:

— Особенностью нынешнего Послания была, на мой взгляд, его расширяющаяся адресность. Несмотря на то, что этот документ ориентирован на «внутреннего пользователя», думаю, в этом году Послание Путина напряжённо ждали и представители международных политических элит. Террористическая атака над Синаем и сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик провоцировали Россию на ответные действия, которые легко могли бы перерасти в начало войны.

Однако ожидаемого призыва к мобилизации в Послании не прозвучало. Более того, сказав: «От нас не дождутся нервной, истерической, опасной для нас самих и для всего мира реакции», Путин недвусмысленно дал понять, что Россия не будет играть по чужому сценарию. На мой взгляд, после того, как прозвучали эти слова, мир выдохнул. Это было главным итогом Послания 2015 года.

Если же говорить о той части документа, которая была обращена российским политическим элитам, то наиболее значимым мне представляется тезис о том, что «власть должна слышать людей». Это действительно важная проблема, она проявляется во множестве обстоятельств и фактов, и коррупция лишь один из них. Сегодня вопрос легитимности российской власти — это вопрос политической, как говорят моряки, «остойчивости» страны. Требование президента обеспечить прозрачные, честные и конкурентные выборы в следующем году — это не просто декларация, это инструмент легитимации (признания или подтверждения законности какого-либо права, чьего-либо полномочия. — Авт.) власти. Это хорошо понимают эксперты Фонда развития гражданского общества и других серьёзных организаций, например, Общероссийского народного фронта, которые уделяют этим вопросам самое пристальное внимание. Мы помним взрыв протестной активности, серьёзно покачнувший страну, накануне выборов в Госдуму в 2011 году. Очевидно, что причины того взрыва отчасти были связаны с политической глухотой и слепотой власти. Так же очевидно, что сегодня рецидивы смертельно опасны, о чём, собственно, и сказал Владимир Путин.

Повторение — мать управления

Андрей ДАХИН:

— Нынешнее Послание президента хотя и начиналось с вопросов внешней политики, тем не менее переключает «повестку дня» на вопросы политики внутренней. Рефреном речи президента стало выражение «Мы об этом уже говорили не раз…», что отличает Послание от прежних. Получается так, что поставленные задачи по борьбе с коррупцией, по созданию благоприятного делового климата для бизнеса, по развитию сети образовательных учреждений и учреждений медицинского обслуживания решаются медленно либо вообще остаются без движения — «воз и ныне там». Задачи ставят президент и правительство, а механизмы решения таких задач должны разрабатываться на региональном уровне. Именно здесь надо «включать мозги» и находить решение задач по существу дела, а не «для отчёта». Конечно, в ходе «оптимизации» системы здравоохранения чиновнику проще составить благоприятный «отчёт о выполнении» путём сокращения количества учреждений: вместо сотни оставить два десятка. А то, насколько удобной, доступной, качественной стала медицинская услуга, такого чиновника не интересует: в отчёт это не входит, значит, можно не морочиться. Рефреном «Мы об этом уже говорили не раз…» президент настаивает на том, что поставленные федеральным центром задачи должны решаться по существу, а не для галочки, в интересах потребителей услуг, а не для отчёта. И это касается, прежде всего, региональных и муниципальных чиновников.

Президент указал на необходимость дифференцированного отношения к гражданским некоммерческим организациям: надо открыть отдельную линию государственных грантов для некоммерческих организаций малых городов и посёлков. Действительно, для небольших провинциальных НКО необходимы адекватные требования и условия выделения средств грантовой поддержки. А для крупных организаций также нужны свой режим отношений, свой объём государственных «поручений», свои особенности ответственности и подтверждения статуса. Вот с бизнесом такой дифференцированный подход действует уже давно и вполне оправдывает себя. Давно установлены различия между «малым», «средним» и «крупным» бизнесом и, соответственно, используются разные меры поддержки коммерческих организаций разного калибра. Такой же подход необходимо реализовать и по отношению к некоммерческим организациям.

Не договорились

Александр ПРУДНИК:

— Когда говорят, что нового было в этом Послании, то чаще всего упоминают о блоках, связанных с разными острыми проблемами. Мне бы хотелось обратить внимание на тот диалог, который Путин выстроил с присутствовавшей в зале элитой. В той части, где речь шла о проблемах, он выбрал совершенно непривычный для строго вертикальной власти формат общения: президент использовал оборот «Ведь мы же с вами договорились». Отсюда делаем вывод, что в верхних эшелонах просто приказывать нельзя, здесь нужно договариваться. Это не хорошо и не плохо, это один из вариантов построения системы управления государством. В ней информационные потоки, потоки управленческие циркулируют не только сверху вниз, но и по горизонтали. Вот у нас система именно такая — договорная, подчеркну.

Элиты представляют собой хорошо организованные группы, внутри связанные экономическими, политическими интересами и ресурсами по защите этих интересов. В результате любое решение должно быть принято той группой элиты, которая отвечает за эту сферу, а если она не принимает его — преодолеть сопротивление практически невозможно.

За примером далеко ходить не будем. Вопрос с доставкой газет подписчикам. Это решение затрагивало интересы той части госуправления, которая не была заинтересована в повышении тарифов, но её инициативы по недопущению постепенно затухают в коридорах власти. Потому что кому-то это выгодно. И президент обеспокоен тем, что прежде хорошо работавшая система, основанная на консенсусе и согласовании интересов, теперь начала давать сбой. Для него самого, думаю, это удивительно: он даёт поручение, а через год обнаруживает, что оно не исполнено.

В такой ситуации очень важную роль будут играть ресурсы гражданского общества. На таких встречах, например, как с Народным фронтом, президент может услышать информацию, которую никогда не рискнёт сообщить ему чиновник, так как она не включена ни в какие бюрократические схемы.

4896

Комментирование данного материала запрещено администрацией.