Свобода, демократия и экономика

07:59 — 17.11.2015

Беседовал Олег ПАПИЛОВ.

Свобода, демократия и экономика

Автор фото: Юрий Правдин

Свобода, демократия и экономика

07:59 — 17.11.2015

Беседовал Олег ПАПИЛОВ.

Сегодня, 17 ноября, в Нижнем Новгороде пройдёт научно-практическая конференция, приуроченная к 25-летнему юбилею Федеральной антимонопольной службы России. В канун этого события мы побеседовали с руководителем УФАС по Нижегородской области Михаилом ТЕОДОРОВИЧЕМ.

Развивать без госплана

— Михаил Леонидович, какие ключевые, значимые моменты для России, связанные с деятельностью и решениями ФАС за четверть века, вы бы особо отметили?

— Новейшая эпоха, начало строительства новой формации в России просто требовали появления подобной структуры. Ушёл «великий принудитель» (государство), и образовался некий вакуум. Его нужно было чем-то заполнить — на уровне веры, законодательства, менеджмента. Причём примерно той же «начинкой», которой соответствующие социально-экономические ниши заполняются в развитых странах. Выбрали тогда некую «смесь» из прецедентного и конституционного законодательства. Дальше стали смотреть — а что у нас со свободой граждан? И оказалось, что у нас с ней дела обстоят даже лучше, чем на Западе. С экономикой — сложнее. Нет госплана, регуляторов, ГУЛАГа, Берии с его менеджментом… А надо, чтобы в экономике большие не пожирали маленьких, чтобы те имели возможность развиваться. Этот первобытный дарвинизм быстро бы привел к тому, что один большой упырь остался бы, правила бы всем отраслевая монополия, которая рано или поздно бы умерла из-за того, что жрать больше некого, возможно, загубив при этом и государство.

В итоге модель, идею, гипотезу позаимствовали на Западе. И создали государственный орган, который, с одной стороны, начал заниматься взращиванием идеологии и законодательства в сфере антимонопольной деятельности, а с другой — практической деятельностью.

Нарушения антимонопольного законодательства не перевелись, это закономерный процесс, но это пространство защищено судебной и нашей практикой. И это я считаю главным достижением ФАС за 25 лет.

Вне чинов и званий

— А что лично в вашей жизни поменялось после того, как вы пришли на эту службу? Вы ведь и до этого занимали достаточно высокие руководящие посты…

— Это гораздо более ответственная работа. Деятельность нашей структуры основана на доверии, высока степень доверия руководителей к своим сотрудникам. Сейчас моя вовлечённость в решения, значимые для экономики региона, гораздо выше, чем в то время, когда я, например, был заместителем губернатора по той же экономике.

У нас на территориальном уровне сложился один из первых в стране общественно-консультативных советов при антимонопольном органе — некая дискуссионная народная площадка, где нет чинов и званий, где дискуссия по любым вопросам антимонопольного регулирования может идти очень остро и жёстко. В нём, например, Ассоциация товариществ собственников жилья или Гильдия пекарей. Люди, которых никогда нигде никто не услышит, потому что их мало. Но услуги, которые они предоставляют, крайне важны для населения. И изменение ценовой или какой-либо иной ситуации на этих товарных рынках крайне чувствительно для людей, оно существенно влияет на социальное самочувствие. Этот совет позволяет генерировать для области предложения по развитию экономики в проекции «взгляд потребителя — взгляд бизнеса».

В принципе, такой подход в нашей области складывался с начала 90-х. Но тогда это не было проектом национального масштаба и тем более не опиралось на ту институциональную основу, которая сформировалась за 25 лет существования антимонопольных органов.

Белые придут — стреляют…

— Михаил Леонидович, какова роль ФАС в тарифном регулировании после того, как ваша служба интегрировалась с Федеральной службой по тарифам (ФСТ)?

— ФСТ ликвидирована, а вот региональные тарифные службы как были, так и остались, они работают в структуре исполнительной власти субъектов Федерации. И в этом много разумного. В первую очередь — их приближённость к местным экономическим условиям. Тарифные решения — важнейшие. Не менее существенные, например, чем установление ключевой ставки ЦБ. До своей ликвидации ФСТ существовала отдельно от монопольного регулирования. Скорее, это были даже конкурирующие направления. Само по себе это было неправильно. Ну, а к ликвидации службы, по-видимому, привёл конфликт практик. В том числе судебных, которые возникли в процессе деятельности ФАС и ФСТ. По похожим поводам суды принимали разные решения. Большего кошмара для бизнеса, чем непонимание двух регуляторов, представить сложно. Помните, герой известного фильма говорил: «Белые придут — стреляют, красные придут — стреляют». Не должно быть такого. Нужны чёткие и понятные правила, которые обеспечивают не только выживание, но и развитие экономики.

Если возникают конфликты и риски, государство обязано принять решение. Вот это и произошло. Можно предположить, что те изъяны тарифного регулирования, которые привели к ликвидации ФСТ, будут устранены в обозримо короткие сроки.

Псевдоконкуренция ЖКХ

— Как, по-вашему, можно добиться повышения прозрачности тарифов естественных монополий?

— Нужен правовой механизм, в рамках которого был бы обязателен и неизбежен регулярный и независимый экономический аудит: расходов, затрат… И все должны об этом знать — граждане, правоприменительные и правоохранительные органы. Это первое. Второе: необходимо совершенствование законодательства. Некоторые его нормы некогда опередили своё время, но сегодня они требуют корректировки. Прежде всего, касающиеся сферы ЖКХ. На самом деле рынок этот не вполне конкурентен. Формально вы можете обслуживать своё жильё в любой компании — вон их сколько, только приходите и заключайте договор. Но представьте себе, что живёте вы на Сортировке, а домоуправляющая компания находится в Верхних Печёрах. Только съездить — полтора часа в одну сторону…

Ну, а им каково? Ни материально-технической базы, ни людей. Так что формальная возможность конкуренции не в дружбе с реальностью. Получается, что люди «привязаны» к единственному ЖЭКу, ДЕЗу, находятся у него в зависимости. Посему требуется развитие законодательства в этой части. Несомненно, нужны правовые механизмы, которые позволяли бы быстро преодолевать сопротивление лоббистов, действующих в интересах антиконкурентных решений.

С 1992 года УФАС рассмотрено 35 462 обращения физических и юридических лиц. Возбуждено 7697 дел.

Сфера ЖКХ крайне привлекательна для всякого рода злоупотреблений прежде всего тем, что здесь собираются живые деньги. И тут вы не имеете возможности проверить, как в супермаркете, свою покупку на предмет обвеса, дойдя до контрольных весов. А «обмеривают» здесь предостаточно. Взять отопление. Добиться, чтобы вода в трубах была не просто тёпленькая, а горячая, и зимой можно было бы ходить в квартире не в фуфайке и ватных штанах, можно лишь путём значительных усилий.

— В канун 25-летнего юбилея чего вы хотели пожелать службе, её сотрудникам, вашим коллегам?

— Службе хочется пожелать не только выжить, но и оставаться на уровне тех требований и тех задач, которые ставятся руководством страны. Не утратить способность работать на опережение, сохраняя и укрепляя доверие со стороны руководства, государства и, несомненно, наших граждан. А сотрудникам ФАС я бы пожелал счастья, здоровья, благополучия. И чтобы у них побольше оставалось времени на себя и свои семьи.


Теги: Экономика

1474

Комментирование данного материала запрещено администрацией.