«Над чем работаю? Над собой!»

07:59 — 12.11.2015

«Над чем работаю? Над собой!»

Автор фото: Фото с официального сайта Галины БЕЛЯЕВОЙ.

«Над чем работаю? Над собой!»

07:59 — 12.11.2015

Удивительная, романтичная, нежная и прекрасная… Галина БЕЛЯЕВА — одна из самых красивых и талантливых российских актрис. Она очаровала с первой же роли в знаменитом фильме «Мой ласковый и нежный зверь», а её Анна Павлова в одноимённой картине покорила зрителей многих стран, показав им настоящую, полную взлётов и падений, жизнь великой балерины.

Качество времени

В Нижний актриса приехала на Горьковский фестиваль. Театр имени Маяковского, в котором она работает более 30 лет, привёз премьеру — спектакль по пьесе Горького «Последние», где Беляева играет главную роль. Мама четверых детей, она как никто другой понимает и проживает на сцене боль своей героини Софьи, на глазах которой рушатся судьбы её детей. Неудивительно, что наш разговор начался именно с Горького и с отношений.

— Чем вы объясните интерес к его пьесам во всём мире и что значит для актрисы играть Горького?

— Тем, что он постоянно что-то искал. У него не было чёткой философской линии жизни. Человек сложный, в своих произведениях он показывал, что все люди живые, со своими грехами, и мы сами себе лжём, стремясь показаться не теми, кто мы есть на самом деле. Всегда интересно в противоречиях докопаться до истины. Горький — очень глубокий драматург, но как писатель он не мой. Есть у него пафосные монологи, которые мне как актрисе произносить очень трудно.

— В вашем спектакле черты современности во всём — от костюмов до стиральной машинки. Не интереснее ли играть героиню в исторических костюмах и интерьере?

— Я считаю, что главное — идея. Жил бы сейчас Горький, он бы писал то же самое. Ценности вечные, они остаются, мы живём ими, а костюмы меняются. Тема размышления для театра важнее. Ко мне на спектакль приходили мои дети и обещали прийти ещё раз, чтобы во всём разобраться, потому что не всё в нём однозначно и просто.

— Что даёт вам в профессиональном плане мнение детей о ваших работах?

— Мне очень важны их реакция, их понимание. Они всегда мои первые зрители и критики, и я к ним очень прислушиваюсь, потому что они — современное новое поколение, я в каких-то моментах вообще от них отстала — с техникой, с компьютером, очень многие вещи у них спрашиваю. В том числе и об отношениях, о том, как они общаются со своими сверстниками. У нас было всё по-другому. Поэтому для молодого поколения нужно по максимуму приблизить то, о чём мы говорим со сцены.

— Сегодняшняя ситуация более провоцирует конфликты между родителями и детьми. Понять эти отношения было сложнее в горьковскую эпоху?

— В каждой семье всё по-разному. У кого-то патриархат в семье был, а у кого-то нет. Мне кажется, когда я росла в Советском Союзе, было проще. На какие-то вещи я никогда не решилась бы в то время. Мы все вместе строили светлое будущее, кругом были лозунги «Старших уважать, младших не обижать», и мы к этому стремились. Сейчас такого, к сожалению, нет. Многое идёт из семьи, а когда не пойми что вокруг пропагандируют, очень сложно во всём разобраться. И тут главное — что ребёнок получает от родителей. Моя мама и работала, и училась, я её вообще редко видела, но дело не в количестве времени, проведённого с детьми, а в качестве. Можно прочитать вместе книжку, потом о ней поговорить, подумать. А можно посмотреть пошлое шоу по телевизору. В моём детстве и телевизора-то не было! И сейчас его практически не смотрю. Даже новости — по интернету, выборочно и только то, что интересно мне. Исключение — хорошие фильмы по «Культуре» или спектакли с любимыми актёрами. Гораздо интереснее почитать книгу.

— И кто ваши любимые писатели?

— Наверное, это прозвучит банально, но Чехов. Из зарубежных — Артур Миллер, Генрик Ибсен. Жаль, что играть его мне приходилось только в Щукинском училище — маленький отрывок из «Кукольного дома».

Сила традиций

— Что отличает сегодняшнюю «Маяковку» от других театров?

— Она прекрасна своими традициями. Мы — люди искусства, мы несём культуру в массы и не имеем права ругаться, опаздывать, выпивать перед выходом на сцену. Когда приходят молодые актёры, более зрелые им объясняют, что у нас это не принято. У нас нет интриг. Этому никто не верит, но это так! Если у актрис возникают какие-то проблемы, нам проще встретиться и поговорить. Мы никогда не будем сплетничать за спиной, подсиживать. Этим наш театр и отличается.

— Что нужно для того, чтобы не изменить своему театру? Многие, отработав пару лет, идут в другой, третий, а у вас коллектив стабильный.

— Нужно любить коллег, блюсти традиции, и тогда ты ни за что не уйдёшь. Мы прожили все эти годы вместе, приезжаем на гастроли в одном поезде, живём в одной гостинице, едим одно и то же. Если что-то с кем-то случается, это касается всех. Мы всё друг о друге знаем, вместе радуемся рождению детей, внуков, переживаем, провожаем в последний путь…

— Неужели ни разу не было желания хлопнуть дверью и уйти?

— Совсем хлопнуть — нет. Конечно, моменты неудовлетворённости своей жизнью в театре были, но это мои мелкие недовольства, и я никого в этом не виню. Если что-то не нравится, не получается изменить ситуацию, нужно менять себя.


Галина Беляева и Олег Янковский в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».

Сериалы не станут искусством

— Насколько реально сегодня реализовать себя в кинематографе?

— К сожалению, он сегодня в плачевном состоянии. Время великих ушло. Талантливые люди не умеют искать деньги, результат вы видите. Актёры нашего театра снимаются в основном в сериалах, это не более чем подработка. Хотя многие благодаря им становятся популярными. Ольга Прокофьева, Анна Ардова, Татьяна Орлова — прекрасные актрисы, о которых зрители узнали только благодаря сериалам, пусть и не очень хорошим. Но о творчестве там нельзя говорить. Что можно сделать, когда снимается по пять серий в день?

В Нижнем я впервые. У вас необыкновенной красоты город! Вы смогли сохранить его атмосферу и лицо. В самое ближайшее время обязательно привезу к вам своих близких, чтобы они увидели всё сами.

— А над чем сейчас работаете вы?

— Над собой! Хожу на лекции, читаю. Я очень люблю музыку, у нас в Москве прекрасный Дом музыки, но бывать там часто не получается. Много времени провожу в самолёте, в поезде — появилось желание писать путевые заметки. Поймала себя на мысли: вот приходит в голову фраза, простая, хорошая, думаешь, что её не забудешь, а потом забываешь и так уже не скажешь. Поэтому я решила записывать: диалог на перроне, зарисовку про животных… Всё что угодно. Когда потом перечитываю, удивляюсь: неужели это я написала? Эти заметки я собираю, а что будет с ними потом — не знаю. Но пока они мне порой очень помогают.

2417

Комментирование данного материала запрещено администрацией.