Крыша для свободных людей

Крыша для свободных людей

Автор фото: Юрий Правдин

Крыша для свободных людей

Первый в мире коворкинг появился ещё десять лет назад в штатовском Сан-Франциско. Co-working в переводе с английского «совместная работа», то есть это такой своеобразный коллективный офис, куда каждый может прийти и арендовать рабочее место на час, день или месяц. Старый свет быстро подхватил новое веяние, а в 2008 году коворкинги пришли и в Россию. У нас пионером в этой сфере стал Екатеринбург. До Нижнего Новгорода тренд добрался в 2014 году. Причём сразу в трёх экземплярах. Так получилось, что почти одновременно, не сговариваясь, их открыли в разных местах города никак не связанные между собой люди.

Резидент временный — доход постоянный

— Мы — люди творческие, сами свободные художники-фрилансеры, увидели как-то статью о коворкинге в московском издании и загорелись! Ведь это как раз то, что надо и нам самим! — рассказывает Алёна Ватрушкина, которая вместе со своими подругами Ксенией Чеховской и Алиной Ваулиной организовали «Свободную мастерскую». — Для начала разобрали опыт предшественников, как зарубежный, так и отечественный. Потрясли нас питерская «Зона действия» и московская «Рабочая станция» в парке Горького. Но так, как они, мы, конечно, развернуться были не в состоянии.

И тем не менее подруги решили действовать. Быстро нашли подходящее помещение в 120 квадратных метров в месте с удобной транспортной развязкой по выгодной цене. Закупили мебель и необходимое оборудование.

— На сегодняшний день мы вложения ещё не вернули, зато в регулярный плюс уже вышли, — подчёркивает Алёна.
Основной доход этого бизнеса, понятное дело, резиденты: временные и постоянные (час работы в нижегородских коворкингах стоит в среднем около 300 рублей. — Авт.).

На сегодняшний день, по данным SuperJob, примерно в каждой пятой отечественной компании наличествуют «штатники», работающие на «удалёнке». Ещё у 11 процентов фирм есть сотрудники на аутсорсинге.

Администратор на бартер

Чтобы прибыли не зависели исключительно от наполняемости офисов, «ковергёрл» стали проводить разнообразные семинары. Некоторые из них (это, как правило, лекции близкой фрилансерам тематики) либо очень недорогие, а то и вовсе бесплатные — призваны работать на имидж и раскрутку площадки.

— Арендовали зал для своих мероприятий у нас Яндекс, Гугл, Майкрософт… А, например, недавно у нас был курс архитектурной визуализации, — рассказывает Алёна. — Несмотря на то, что участие было достаточно дорогим (8 тысяч рублей за два месяца), мы собрали полный зал.

Бухгалтерию, ежемесячные закупки канцелярии, чая-кофе и печенек учредители ведут самостоятельно. Есть у них и администратор, который работает… по бартеру: они ему — рабочее место, он — помещение открыть-закрыть, воды в кофемашину налить, бумагу в принтер заправить…

— Все наши резиденты действительно уже свои люди, — улыбается Алёна. — И интересный момент: мы часто видим, что советуются между собой представители разных профессий и часто слышится: «А ты дело говоришь!», то есть генерация идей у нас, можно сказать, постоянная.

Дома остаёшься без личной жизни

— Дома работать невозможно — перестаёшь разграничивать труд и личную жизнь, психологически это очень тяжело, — рассказывает один из учредителей коворкинг-центра Melting pot Александр, работает удалённо уже более 5 лет. — Попробовал приспособить под себя антикафе, но всё же люди туда приходят общаться, и обстановка получается нерабочая. А тут у друзей освободился офис, и они думали, что с ним дальше делать. Я и предложил заняться коворкингом.
Около 700 тысяч рублей ушло на покупку мебели, ремонт, оборудование…

— Бизнес-план мы написали достаточно аморфный, — признаётся Александр. — Поскольку спрос просчитать было невозможно — дело абсолютно новое. Но постепенно резиденты к нам пришли: программисты, айтишники, дизайнеры. Как мне кажется, даже удалось сформировать некое сообщество близких по сфере деятельности и по духу людей. Мы теперь настоящая команда — и заказами делимся, и выполняем их сообща. На сегодняшний день свободных мест у нас нет. Так что, наверное, пора подумать о расширении.

Коворкинг — это низкодоходный бизнес, окупаемый, по моему мнению, только на собственных площадях. Нас именно это и выручает: один из учредителей — хозяин помещения. Конечно, в Москве есть огромные офисы на 500–600 человек, но у нас, скорее всего, такого спроса не будет. Поскольку цены на аренду в связи с кризисом понизились, малому бизнесу выгоднее снять свой офис.


Направление слишком узкое

— А мы уже и перестали работать в формате коворкинга, — признаётся организатор площадки Soul Project Coworking Денис Гайдук. — Изначально у нас был узконаправленный проект (для профессиональных дизайнеров, специалистов в сфере фото/видео-продакшен и digital-маркетинга). Я думал, что этим людям в первую очередь необходимо качественное оборудование, но оказалось, что у каждого человека свои ожидания. И они не всегда совпадают с действительностью. Впрочем, это изначально был такой своеобразный эксперимент, и он закончился вполне успешно: на сегодняшний день две компании просто работают под одной крышей.

1550

Комментирование данного материала запрещено администрацией.