«Обуть» весь летающий мир

07:59 — 27.10.2015

«Гидромаш» - единственное предприятие в России, которое принимает участие в производстве самого большого в мире пассажирского лайнера Эйрбас А380

«Гидромаш» - единственное предприятие в России, которое принимает участие в производстве самого большого в мире пассажирского лайнера Эйрбас А380

Автор фото: Юрий Правдин

«Обуть» весь летающий мир

07:59 — 27.10.2015

«От кареты до ракеты» – для работников «Гидромаша» эти слова не красивая метафора, а сконцентрированная более чем двухсотлетняя история предприятия.

Начиналось всё в 1805 году с каретной мастерской, а последний заказ – разработка и изготовление шасси для возвращаемых разгонных блоков первой ступени многоразовой космической системы «Ангара».

От Сикорского до Покрышкина

Летопись одного из старейших заводов региона содержит немало славных страниц. В начале прошлого века предприятие в духе времени прошло реорганизацию и стало первым в Белокаменной автогаражом. Накануне Первой мировой войны здесь спроектировали и собрали машины скорой помощи и первые походные полевые кухни для солдат.

В 1915 году бывшая каретная мастерская начинает выпуск авиационных моторов для первых русских самолётов-гигантов (по меркам того времени) конструкции знаменитого Игоря Сикорского. С тех пор судьба завода прочно связана с авиа- строением. В начале 30-х завод «Спартак», как тогда назывался нынешний «Гидромаш», приступает к производству шасси.

10 октября 1941 года принято решение эвакуировать завод из прифронтовой Москвы в тыловой Горький. На истребителях, «обутых» специалистами предприятия, летали знаменитые асы Покрышкин и Кожедуб, шасси для лучшего штурмовика Великой Отечественной Ил-2 также выпускали в Горьком. Всего в 1941–1945 годах завод поставил 22 тысячи комплектов шасси.

В Альпы после «девяностых»

После окончания войны завод помимо привычной военной продукции переходит на выпуск домкратов, других нужных в народном хозяйстве агрегатов. Но главной остаётся работа на оборону. И МиГи, и Сушки оснащены гидроагрегатами нижегородского производства. В 1980-х «Гидромаш» разработал и изготовил шасси для отечественного многоразового орбитального корабля «Буран».

Увы, но в начале 1990-х, когда гособоронзаказ фактически прекратился, завод умирал. Но директор Владимир Лузянин нашёл выход. Он купил японский микроавтобус, загрузил его образцами продукции и оправился на поиски потенциальных заказчиков. Пришлось исколесить всю Европу от побережья Северного моря до Альп. Но домой вернулись не с пустыми руками. Западным авиапроизводителям продукция нижегородского завода пришлась по душе. Контакты принесли контракты, заказы хорошо и вовремя оплачивались. Завод ожил.

Тогда же, двадцать лет назад, началось плодотворное сотрудничество «Гидромаша» и одного из ведущих европейских концернов «Либхерр». Ныне швейцарский гигант выступает посредником между нижегородским оборонным предприятием и западными заказчиками продукции гражданского назначения. Возможно, поэтому европейские санкции предприятия не коснулись. Так, нижегородцы продолжают поставлять шасси для самых крупных в мире пассажирских воздушных судов – аэробусов А-380.

Из франции для Т-50

Правда, в последние годы, когда отечественный оборонно-промышленный комплекс переживает второе рождение, доля продукции, остающейся в России, составляет порядка 80 процентов. Примерно в такой же пропорции самолётный парк страны оснащён шасси «Гидромаша».

Кроме того, заключено соглашение на поставку агрегатов «Гидромаша» на завод по производству подводных лодок в Северо-двинске.

Заместитель генерального директора предприятия по экономике Максим Власов поясняет:

– Металл для наших шасси поставляется из Франции, у нас такой не производится. Оборудование также зарубежное. Обрабатывающие центры работают круглосуточно. Обслуживают их один-два человека. Среди операторов немало людей с высшим образованием. Сразу после окончания технического училища работать на таком оборудовании не получится. На заводе есть свой учебный отдел, где желающие трудиться на заводе проходят соответствующую подготовку. Есть у предприятия «целевики», обучающиеся в Нижегородском техническом университете. Построено общежитие для молодых семейных пар, работников завода.

По итогам 2014 года на традиционном конкурсе, организованном Союзом авиапроизводителей России, в номинации «За успехи в создании агрегатов для авиастроения» «Гидромаш» занял второе место. Нижегородцы представили на конкурс собственную разработку шасси нового самолета МС-21.

Проектируемый сегодня истребитель пятого поколения Т-50 также будет «обут» нижегородским специалистами. Портфель заказов на будущий год превышает пять миллиардов рублей. На 2016–2017 годы запланирована закупка нового оборудования. Так что у завода, отметившего этой осенью 210-летие, большие перспективы.

Теги: Общество

739

Комментирование данного материала запрещено администрацией.