Автозаводский корабел

07:59 — 22.10.2015

Автозаводский корабел

07:59 — 22.10.2015


Вся трудовая биография Валерия Михайловича Дусеева связана с кораблями, с кораблестроением. Да это и понятно – коренной сормович, чьи дед и отец работали на «Красном Сормове», не мог пойти другим путём.

Началось с авиации

Сейчас Валерий Михайлович проживает в Автозаводском районе, контактирует с районным Советом ветеранов, который поздравляет Дусеева с юбилейной датой – 90-летием.

Во время войны ещё подростком Валерий, как и все его сверстники, строил противотанковые рвы под Чкаловском. В 1943 году, когда исполнилось 18 лет, Валерий решил воплотить в жизнь свою мечту: «Мне очень хотелось летать, и я подал заявление о добровольном призыве в армию. Направили в Иркутск, в школу авиамехаников. По окончании попал в запасной авиационный полк в звании сержанта, а затем – в 49-й истребительный авиа­ционный полк авиамехаником».

Не было случая, чтобы самолёт, который готовил к полёту Дусеев, не поднимался в воздух. Полк участвовал в освобождении Варшавы, Белостока, Кёнигсберга и других городов. Валерий Дусеев за свой ратный труд неоднократно награждался медалями.

«На фронте я обслуживал самолёты Як-3 и Як-9, а после войны пришлось переучиваться на реактивные Як-15 и Як-17. Потом выучился обслуживать МиГ-9, МиГ-15 и МиГ-7, стал инженером по эксплуатации самолётов с турбореактивными двигателями», – рассказывает ветеран.

С неба – на реку и море

После демобилизации из армии в 1950 году Валерий Дусеев вернулся в Горький, пробовал устроиться на авиационный завод, но не получилось. И вот тогда заместитель директора «Красного Сормова» взял вчерашнего фронтовика инженером-технологом по монтажным работам и испытаниям судов в первый судомонтажный цех. Так началась карьера судостроителя Дусеева. Он окончил Московский заочный политехнический институт и получил специальность инженера-механика. Его пригласили в конструкторский отдел ведущим технологом организации на 208-м. Проектировали подводные лодки. В 1960 году вернулся на «Красное Сормово» уже старшим строителем подводных лодок. В 1962-м Дусееву поручили возглавлять группу шеф-монтажников и отправили в командировку на строительство установок ракет.

От Байкала до Амура

Когда в нашем городе открылся филиал Ленинградского научно-исследовательского института технологии судостроения, Валерий Михайлович получил там должность начальника сектора монтажных работ и испытаний. В этой должности Дусеев по договорам поработал на рыбинском, ярославском, волгоградском, астраханском, пермском заводах. Когда на пермском судостроительном группа, возглавляемая Дусеевым, проделала интересную работу, позволяющую сократить сроки строительства, Валерия Михайловича пригласили в Министерство судостроительной промышленности и предложили работу в Улан-Уде: сначала заместителем, а затем главным инженером судостроительного завода.

«Для Байкало-Амурской магистрали нужно было построить пять мощных буксиров-толкачей и девять сухогрузных барж. Требовалась модернизация завода. Была интересная и сложная работа», – вспоминает Дусеев.

В 1980 году Валерию Михайловичу предложили работу на судостроительном заводе «Авангард» в Петрозаводске. Задача – строить тральщики из пластмассы. За границей уже были такие суда. Разрабатывался новый проект с участием ленинградской проектной организации. Дусеев курировал проектирование оснастки для нового судна. Однако до пенсии Валерию Михайловичу эту работу закончить не удалось.

Общий трудовой стаж Валерия Михайловича – 50 лет. Он награждён 21 орденом и медалями, гражданскими и военными. Вот такая замечательная сложилась биография.

Теги: Общество

554

Комментирование данного материала запрещено администрацией.