Сосед ближе брата

07:59 — 08.10.2015

Голова жертвенного животного – обязательный атрибут праздничного осетинского стола

Голова жертвенного животного – обязательный атрибут праздничного осетинского стола

Автор фото: Фото из семейного архива Марзагановых

Сосед ближе брата

07:59 — 08.10.2015

Отношения с соседями – очень важная часть жизни осетин. Именно они первыми узнают о твоём горе или радости, помогают подготовиться к многолюдной свадьбе и полностью берут на себя все хлопоты по похоронам твоих близких, давая время проститься с ушедшим.

Об осетинских традициях нам рассказал представитель Республики Северная Осетия-Алания в Приволжском федеральном округе кандидат экономических наук Феликс Марзаганов.

Хадзар: для радости и для печали

«Сосед ближе родного брата» – эта осетинская пословица очень точно передаёт отношения людей в Северной Осетии.

– Каждый житель городской девятиэтажки знает всех, кто живёт в одном с ним доме, – говорит Феликс Марзаганов. – Даже если человек недавно переехал в другой дом, он очень быстро познакомится со всеми на Кувде (совместном праздничном мероприятии. – Авт.), ведь по традиции все семейные события люди отмечают вместе. Для этого в городах на каждые два-три многоэтажных дома возводится специальное длинное одноэтажное строение – хадзар.

Свадьбы в Осетии всегда очень многолюдны – бывает по тысяче гостей со стороны жениха и со стороны невесты. Длинные свадебные шатры с накрытыми столами могут перегородить дорогу, останавливая движение транспорта, но все относятся к этому с пониманием. По этой же причине все кафе в Осетии очень большие.

По данным переписи 2010 года, во всём мире осетин не более 700 тысяч. В Нижегородской области проживает порядка 800 человек.

А вот обычай жениться по сватовству, не спрашивая согласия невесты, исчезает даже в отдалённых селениях: молодые люди или сами знакомятся, или парень просит родителей послать сватов к приглянувшейся девушке. Хотя где-то ещё встречается и кража невест.

Домоуправительница

Супруга Феликса Александровича, Кристина, тоже осетинка. Однако познакомились молодые люди на своей второй родине – в Нижнем Новгороде, где Кристина жила с родителями. Как и любую осетинку, «угнетённой кавказской женщиной» её никак не назовёшь – в Осетии именно женщина традиционно управляет домом. У Кристины высшее образование, собственный бизнес. Но главное требование к осетинским жёнам – ставить интересы семьи на первое место. Поэтому Кристина, мама двоих малышей шести и трёх лет, при всей своей занятости успевает управляться по дому.

– Осетинские мужчины не должны заниматься повседневной домашней работой –стиркой, готовкой, уборкой, – поясняет Феликс Александрович.

Суровая жизнь в горах наложила отпечаток на характер. Например, осетины не должны показывать своих чувств, в том числе отцовских, прилюдно обнимать и брать на руки своих детей.

– Недаром у нас существует такая поговорка: «Мужчина плачет только один раз в жизни – когда умирает его мать», – подчёркивает собеседник.

Не умеешь пить – за стол не садись

– Если не умеешь пить и не пьянеть, за стол лучше не садиться, – считает Феликс Александрович. – Потому что отказаться от поддержания тоста нельзя – это позор для мужчины. Вести застолье поручается старейшине – самому старшему и авторитетному человеку, который в определённой последовательности произносит тосты – за «Большого Бога», в которого веруют осетины, за сам праздник Стыр Хуыцау, за святые места и так далее. Выйти из-за стола без разрешения старейшины нельзя. Кстати, прислуживают за мужским столом не женщины, а молодые люди, которые уже вышли из детского возраста, но ещё не могут сидеть за столом со взрослыми. Они подносят из кабиц (подсобной комнаты. – Авт.) мясо и пироги, следят, чтобы бокалы всегда были полными.

При этом осетинки на праздниках никогда не садятся за один стол с мужчинами. И дело тут, по словам Феликса Маргазанова, вовсе не в проявлении неравенства.

– Просто ни одна женщина не выдержит нашего застолья, которое имеет свои строгие правила, – поясняет он. – Женщинам накрывают отдельный стол, на котором, кстати, стоит всё самое вкусное. Их застолье проходит по тем же традициям, что и мужское, но пить они могут не араку (кукурузный самогон), а вино или вообще символически только пригубляют напиток.

Праздник Уастырджи

В конце ноября и в Южной, и в Северной Осетии отмечается один из самых больших народных праздников, посвящённых Святому Георгию (в некоторых толкованиях – божеству) Уастырджи.

Это мужской праздник, ведь Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодёжи. Торжества длятся неделю – с понедельника до следующего понедельника. Накануне праздника, в воскресенье, закалывается жертвенное животное (бык или баран), этот день так и называется – день закалывания быка.

В первый понедельник каждая семья празднует у себя дома, в кругу семьи. Накрывается стол с традиционными тремя пирогами и головой заколотого животного.

Пироги с разными начинками, положенные друг на друга, – символ Вселенной: небо, земля, вода. В Осетии традиционно используются только определённые виды начинок: два пирога обязательно должны быть с домашним сыром и с мясом, а третий – с картошкой, со свекольной ботвой, с тыквой или капустой. Их режут на восемь частей после первого тоста. Причём, по словам Феликса Марзаганова, ни в коем случае нельзя крутить в этот момент тарелку – ходить вокруг пирога-символа должен сам нарезающий. Приготовлением мяса к этому празднику занимаются только мужчины – его разделывают большими кусками и варят в котлах.

За столом традиционно первый тост произносится к (Всевышнему) Стыр Хуыцау, второй – к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех.

В остальные дни недели принято ходить в гости к соседям, а в городах собираться в хадзаре. Последний день праздника, понедельник, все опять отмечают в своём доме, образно прощаясь с ним до следующего года.

Теги: Общество

1490

Комментирование данного материала запрещено администрацией.