Усадьба крестьянина Арбекова

08:00 — 12.02.2015

Галина Филимонова

Усадьба крестьянина Арбекова

Усадьба крестьянина Арбекова

08:00 — 12.02.2015

Галина Филимонова

«Нижегородская правда» и Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» продолжают исследование уникальных объектов историко-культурного наследия нашей области. Сегодня предметом интереса совместного проекта «Истории о нас» стала усадьба крестьянина Ивана Петровича Арбекова, построенная в 1880-х годах в самом Нижнем Новгороде – на улице Тихоновской (сейчас – улица Ульянова).

Памятник эпохе Александра II

От этого необычного для центра города пространства крестьянской усадьбы до нашего времени дошли два флигеля (строения № 4 б и № 4 в), аутентичный двор и главный дом (№ 4 а), включенный в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения.

Чтобы понять, в чем ценность этого места, мы решили обратиться к архивным документам и начали с фондов Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области. На одной из стеклянных фотопластин Максима Дмитриева, сделанных в начале XX века, есть изображение Благовещенской площади (теперь – площадь Минина и Пожарского) с видом на улицу Тихоновскую с усадьбой Арбекова.

Строительство своего каменного двухэтажного дома Иван Арбеков приурочил к 20-летию отмены крепостного права Александром II в 1861 году. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области: «План и фасад на постройку каменного дома Арбекову на Тихоновской улице». Датируются они 1881-м – годом смерти российского императора. Это означает, что усадьба Арбекова – живой памятник эпохе Александра II и то немногое, что еще позволяет идентифицировать Нижний Новгород на фотографии Максима Дмитриева, копию которой мы заказали специально для этой публикации.

Еще в начале XX века домовладение крестьянина Ивана Арбекова находилось в окружении великолепных строений, утраченных в советское время. Практически напротив усадьбы была церковь Тихона Амафунтского (в честь нее и названа улица Тихоновская), а на главной площади города – церковь Благовещения (на фото Дмитриева – на переднем плане справа) и памятник императору Александру II Освободителю.

По сути, возводя в этом месте дом, простой крестьянин стремился символически закрепить свои достижения за годы свободной жизни и продемонстрировать их горожанам. Этим можно объяснить более богатый декор фасада дома, чем предполагалось проектом, согласованным с Нижегородской городской управой. (К слову, работы по строительству каменного дома Арбекова велись под надзором губернского архитектора Николая Богдановича Фельдта.) Маскароны в виде мужских голов, фигурные филёнки между окнами и лепные розетки должны были показать общественности, что владельцу этой усадьбы есть чем гордиться. Не зря же в 1880 году «Нижегородские губернские ведомости» публиковали его имя в списке лиц, имеющих право быть избирателями по Нижнему Новгороду, и писали о том, что «крестьянин Иван Петрович Арбеков имеет дом стоимостью 7820 рублей».

«По сему чертежу строиться желаю»

Архивные документы говорят и о том, что собственником этой усадьбы, изначально включавшей в себя деревянный дом и два каменных флигеля, Иван Арбеков стал еще в 1878 году. Однако обустройство самой территории по вкусу нового владельца шло с трудом и сопровождалось судебными разбирательствами. Так, 9 января 1884 года Нижегородский окружной суд выявил здесь отступления от плана строительства, утвержденного 8 июня 1881 года, и вынес решение их устранить. Для этого от Арбекова требовалось снести во дворе незаконные сооружения, возвести брандмауэрные стены, заменить каменными все деревянные постройки, включая лестницы и отхожие места, чтобы всё соответствовало действующим противопожарным нормам.

Причиной такого пристального внимания Нижегородской городской управы к деятельности Ивана Петровича послужило его намерение построить в усадьбе баню. Об этом также говорят сохранившиеся документы (план и фасад двух каменных навесов и бани) с припиской: «По сему чертежу строиться желаю. Иван Арбеков».

Планы не воплотились в жизнь, так как существование частной бани в этом месте противоречило правилам Строительного устава города. Судя по окладным книгам Нижнего Новгорода 1890-х годов, домовладение Ивана Арбекова представляло собой «каменный двухэтажный с подвалом, частью жилым и торговым помещением, дом и два каменных двухэтажных, с подвальной частью флигеля» стоимостью 9450 рублей.

Впоследствии владельцы усадьбы неоднократно менялись. Известно, что в 1906 году она уже принадлежала Ивану Брылину, который собирался переделать главный дом. Однако, судя по дореволюционным документам, цена его не менялась, а это значит, что крупных перестроек здесь не проводилось.

Интересно, что облик конца XIX – начала XX века сохранили не только фасады главного дома, выполненные в духе эклектики, но и границы земельного участка усадьбы Ивана Арбекова, благодаря двум флигелям во дворе главного усадебного дома и дошедшим до наших дней фрагментам брандмауэрной стены. Еще три-четыре года назад она была полностью на месте, а сейчас частично разрушена.

Масонские символы

Вместе три постройки усадебного комплекса Арбекова в последовательности 4 б – 4 а – 4 в образуют своеобразную литеру G. Это видно и на плане места, и при осмотре территории, границы которой обозначены протяженным фасадом восточного флигеля (4 б) с небольшим выступом в виде буквы Г и перпендикулярно введенным в усадебное пространство малым флигелем (4 в).

У масонов есть несколько трактовок этого знака. Литера G считается напоминанием о Боге (God), также утверждается, что она обозначает Геометрию, пятую из Семи Свободных Искусств и Наук, и символизирует «равномерное развитие науки, от точки к линии, от линии к плоскости, от плоскости к телу», будучи неоплатонической репрезентацией Божества.

В этом контексте интересно отметить, что Иван Арбеков собирался возводить в своей усадьбе семиколонные навесы, чертежи которых хранятся в Центральном архиве Нижегородской области. Такое количество колонн – реплика на Семь Свободных Искусств и Наук.

Собственность обязывает

К сожалению, сегодня большинство объектов историко-культурного наследия России не защищено юридически. Для этого мало статуса памятника истории или градостроительства и архитектуры, присвоенного тому или иному объекту государством. Согласно действующему российскому законодательству, еще необходимо разработать проект зон охраны объекта культурного наследия, режим использования земель и градостроительный регламент в границах данных зон, провести историко-культурную экспертизу проекта, согласовать и утвердить границы его территорий и охранных зон, подписать охранные обязательства.

Причем инициировать проведение таких работ вправе не только представители власти, но заинтересованные лица (собственники объектов, некоммерческие организации и так далее). Дело это трудоемкое и требующее финансовых расходов, поэтому берутся за него единицы.

В этом смысле усадьбе Арбекова повезло: собственник объекта по установленной законом процедуре заказал разработку проекта зон охраны памятника и его экспертиз. В свою очередь, управление государственной охраны объектов культурного наследия (структурное подразделение правительства Нижегородской области – орган исполнительной власти) приняло решение согласовать научно-проектную документацию, согласно которой в границы охранных зон памятника входят и два флигеля, и главный дом, и усадебный двор. Теперь для сохранения уникального памятника градостроительства и архитектуры необходимо, чтобы проект зон охраны объекта культурного наследия, разработанный специалистами и согласованный с государственным органом охраны памятников, был утвержден постановлением правительства Нижегородской области.

Теги: Общество

1682

Комментирование данного материала запрещено администрацией.